В конце концов, чтобы оценить современное кино, нужна какая-то точка отсчета. Фильмы, ставшие классикой, – проверенный эталон. Редкий показ действительно стоящих фильмов – это еще и воспитание зрительского вкуса.
«Шербургские зонтики» (20 мая, воскресенье, «ТВ Центр», 02.55) – 9/10
Непростые проблемы простых людей в жестких рамках нового кино – никаких условностей коммерческого зрелища, никаких навороченных декораций
Мюзикл – опасный жанр. Неизбежная условность действа не всегда подкрепляется действительно хорошей музыкой. Сняты сотни фильмов подобного типа, оставшиеся же в зрительской памяти можно пересчитать по пальцам.
В первой пятерке неизменно будет присутствовать фильм Жака Деми, снятый в 1964 году. Для своего времени – прорыв. Вместо условных персонажей и кабаретной эстетики – умеренный реализм провинциального городка и пронзительная история любви без неизбежного хеппи-энда под музыку Мишеля Леграна.
Одна из первых заметных ролей молодой Катрин Денев, в 1964 году ей было всего 20 лет.
«Самая красивая» (20 мая, воскресенье, «Культура», 10.40) – 9/10
Не путать с недавней отечественной мелодрамой Виктора Брусничкина «Самая обаятельная и привлекательная»!
Речь идет о классике, да еще и снятой знаменитым Лукино Висконти. Этот режиссер редкий гость на наших телеэкранах. Один из его ранних фильмов, снятый в 1952 году, – классика неореализма.
Непростые проблемы простых людей в жестких рамках нового кино. Никаких условностей коммерческого зрелища, никаких навороченных декораций. Прямая запись звука, участие непрофессиональных актеров. Но главную роль Висконти доверил великой Анне Маньяни.
В ее персонаже слились средиземноморская страстность, харизматичность и бедность на грани нищеты – взрывная смесь.
Неореализм тоже со временем встал на коммерческие рельсы и наряду с авторским кино стали штамповаться комедии и драмы, использовавшие антураж нового стиля, но почти не отличавшиеся по содержанию от буржуазных поделок.
Любопытно отметить две недавние кинопараллели итальянского неореализма. Одна – фактурная, воплощенная в известном проекте «Догма», вторая – наша перестроечная «чернуха».
«Доктор Живаго» (17 мая, четверг, «Россия», 00.50) – 5/10
Режиссер Дэвид Лин всегда тяготел к масштабным эпическим кинополотнам. Вспомним хотя бы такие известные его фильмы, как «Мост через реку Квай» и «Лоуренс Аравийский».
«Доктор Живаго» снят в 1965 году, что называется, по горячим следам. Пастернака уже не было в живых, но еще был памятен скандал с присвоением ему Нобелевской премии за не опубликованный на родине роман.
Трехчасовая лента получилась такой же протяженной, как и книга. В России этот фильм, само собой, был под запретом и, в отличие от западной киноаудитории, прохладно принят нашей публикой, когда его крутили в перестроечные годы.
Не поддающееся учету количество киноляпов и развесистая клюква в стиле а-ля рус не позволяют нам серьезно относиться к этому зрелищу. Смотреть кино можно, лишь отрешившись от собственной национальной принадлежности, иначе мы рискуем увидеть кинокомедию вместо замешанной на политике метафизической мелодрамы.
И возникает вопрос: неужели мы в свое время снимали про «их нравы» такую же ахинею? В любом случае интересно сравнить голливудскую классику с недавней отечественной экранизацией «Доктора Живаго». Омар Шариф против Олега Меньшикова – кто победит?
«Мелодия из подвала» (16 мая, среда, ТВ3, 19.00) – 6/10
Кадр из фильма «Мелодия из подвала» |
Сюжет предельно банален: группа интеллигентных уголовников планирует очень сложное и тщательно подготовленное ограбление. Все удается, но в последний момент маленький просчет (cherchez la femme) кардинально меняет ситуацию.
Этот жанр традиционно привлекателен именно из-за своей жесткой схемы: а что на этот раз у них не получится? Как именно будут брать сейф? Жан Габен в своем традиционном амплуа немолодого уголовника, который разрабатывает план ограбления неприступного каннского казино. Его напарник – Ален Делон.
Жаль, что у них не все получилось.
«Двое в городе» (17 мая, четверг, ТВ3, 19.00) – 5/10
Этот фильм Хосе Джованни, снятый в 1973 году, широко шел на советских экранах. Кинопрокат любил печальные фильмы с плохим концом – вот как у них на Западе все беспросветно.
Главные персонажи: перевоспитавшийся вор в исполнении Алена Делона, хороший воспитатель, которого сыграл Жан Габен, и плохой полицейский – эта роль досталась Мишелю Буке.
Габен с Делоном столько раз играли вместе уркаганов, что этот сентиментальный дуэт, исполняющий по-французски «исправленному верить», вызывает легкую оторопь.