Видимо, для того чтобы перенапрягшееся человечество могло немного прийти в себя, уже второй раз подряд январские выходные растягиваются почти на две недели. Но, памятуя о том, что наша публика от праздников отходит еще дольше, нежели от трудового цейтнота, можно предположить, что процесс отдыха так или иначе продлится весь ближайший месяц. А поскольку большинство предпочитает развлекаться вне дома и дивана, чрезвычайно востребованными становятся старые как мир варианты: походы в клубы, концертные залы и, разумеется, театры.
Закажи тему
Сцена из балета Большого театра «Щелкунчик» (www.bolshoi.ru) |
За последние пару лет телевизионные каналы наперегонки снимают большое количество фильмов про Новый год. Сильным разнообразием они не отличаются, равно как и высоким качеством. Однако в них присутствует другое: нужный градус сентиментальности. Что заставляет зрителя не отрываясь смотреть на экран и даже проливать слезы над печалями персонажей и неизменно счастливым финалом. Телевизионщиков можно понять: подобная продукция непременно будет востребована еще изрядное количество лет, так что запас иметь не помешает.
Что до театрального процесса, то он почему-то существует вне контекста как новогодних, так и прочих «общенародных» праздников. Рождественскую сказку – как для детей, так и для взрослых – сегодня на афише практически не встретишь. Что тому причина – отсутствие ли нужной драматургии или банальная невнимательность, неизвестно.
Но огорчаться рано. Стремящимся приятно провести время согражданам все же есть куда пойти в новогодние дни, есть шанс попытаться продлить праздники в процессе неумолимо наступающих трудовых будней.
Лучший вариант здесь – Большой театр. А точнее, самая «классическая» часть репертуара. Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Тщетная предосторожность», оперы «Евгений Онегин» и «Иоланта» порадуют красотой и позволят испытать очарование «большого стиля». Такие спектакли можно рекомендовать даже поклонникам авангарда – случай беспроигрышный. А если очень хочется отыскать что-нибудь про зиму, мороз и соответствующие чудеса в драме, то прямая дорога на старенькие «Рождественские грезы» с Ией Саввиной и Натальей Теняковой в МХТ имени Чехова, спектакль простой и чувствительный. Или на варианты гоголевской «Ночи перед Рождеством», кукольный – в Театре Образцова, молодежно-актерский – в Щукинском училище.
Бывает и наоборот: зима за окнами настолько надоедает, что в театр человек идет за летним теплом и жаркими чувствами. В таком случае выбор существенно расширяется. Например, можно согреться на фейерверках ленкомовской «Женитьбы Фигаро», окунуться в романтичную атмосферу Французской Ривьеры, воссозданную в спектакле Театра Луны «Ночь нежна», или ощутить мощь итальянских страстей в «Сублимации любви» – хитовой постановке Театра Табакова. Конечно, просто поразвлечься можно практически на любом антрепризном спектакле. Но хочется думать, что не все оценивают себя столь низко. Тем более что цены на билеты в таких случаях обратно пропорциональны полученному качеству.
Семейные ценности
Сцена из спектакля Российского молодежного театра «Чисто английское привидение» (www.ramt.ru) |
В праздничные дни принято выбираться в театр всей семьей. Для таких случаев незаменимы так называемые спектакли для семейного просмотра. Таковыми в основном становятся детские, ибо делать истории для всех возрастов сегодня режиссеры, увы, не хотят – или не умеют. Приятное исключение – последняя премьера Российского молодежного театра «Чисто английское привидение», эксцентричная версия сказки Оскара Уайльда о старом призраке из Кентервиля, придуманная режиссером Александром Назаровым и драматургом Екатериной Нарши. Несколько грубоватый и прямолинейный по форме, спектакль сделан очень живо, и зритель не скучает ни секунды. К тому же персонажи получились сплошь обаятельными, и сопереживать им одно удовольствие. Достойны для семейного визита и некоторые текущие названия рамтовской афиши: «Волшебник Изумрудного города», озвученный песнями «Битлз», трогательная «Сотворившая чудо», динамичный «Принц и нищий». Доступность и качество зрелища и превосходные актерские работы гарантированы.
Не заскучают и родители, приведшие своих чад на «Кота в сапогах» Театра Пушкина. Режиссер Евгений Писарев сочинил с командой молодых актеров заводной мюзикл, красочный по форме и поучительный по сути. А вечером в «Пушке» уже без детей можно понаблюдать за приключениями оперных звезд (спектакль «Одолжите тенора!» по американской пьесе поставил тот же Писарев, становящийся мастером качественных коммерческих историй).
Довольно часто театры специально к праздникам выпускают новогодние сказки, больше похожие на капустники. Или адаптируют под новогоднюю тему уже имеющиеся в репертуаре детские спектакли. Иногда такие зрелища бывают пристойными, иногда – совсем наоборот. Но если перед родителями стоит задача развлечь ребенка, а чем – не очень-то важно, то сгодится и такой вариант. Хотя, к счастью, сценических сказок на зимние темы существует много.
В первую очередь – целая компания «Снежных королев», как традиционных (Малый театр), так и авангардных (Камерный театр в Кузьминках). Наличествуют и прочие холодно-новогодние персонажи: «Морозко», «Госпожа Метелица», все те же «Щелкунчики».
А если просто хочется чуда, то и детям и родителям прямая дорога в Театр «Практика», на «Сказку, которая не была написана», прелестное и мудрое творение учеников знаменитого «теневика» Ильи Эпельбаума Маши Литвиновой и Славы Игнатова. Эти совсем молодые ребята умеют творить настоящие чудеса, рукотворные, но от этого не теряющие воздействия. И сочинять сказочные миры, где уютно абсолютно всем.
Есть театры, выходящие на работу «как все», то есть по окончании праздников. И демонстрирующие текущий репертуар в произвольном порядке. Однако очевиден факт, что зритель в это расслабленное время будет посещать исключительно зрелища легкие. А потому, возможно, каждому коллективу стоит иметь такие в своей афише. Для традиционного «сумрака души» существуют будни. Которых все равно больше, нежели праздников.