Не секрет, существует несколько стереотипный, «народный» Высоцкий. Высоцкий-«уголовник»: здесь обычно вспоминают ранние, приблатненные песни. Высоцкий-бунтарь, топивший свой протест в вине. Высоцкий-сатирик, Высоцкий – предтеча русского рока, Высоцкий - автор тонкой лирики… много разных ипостасей.
Безграничность граней
Дело не в том, что коротко стриженые молодые люди, сидящие у подъезда и наигрывающие на гитаре «На Большом Каретном» не правы, а седобородые профессора-филологи заблуждаются (и наоборот). Суть даже не в том, что правда у каждого своя. Просто талант Владимира Семеновича, как известно, настолько многогранен, что особо выделять те или иные аспекты его творчества элементарно глупо.
Римская католическая церковь обычно канонизирует своих святых к какой-либо круглой дате со дня их смерти. То есть сбор материалов, принятие тех решений, согласование могут идти все время, но официально о канонизации объявляется тогда, когда новых святых набирается сразу большое количество. По отношению к культуре такие вещи относительны, но все же, наверное, только теперь, в 2005 году государство приняло решение о «канонизации» Высоцкого.
Это не значит, что раньше поэт не был официально признан. Едва ли не в любом музыкальном магазине есть хорошо изданная подборка песен, в которую входят и раритеты, и хиты. В каждом книжном – если не собрание сочинений, то хотя бы толстый сборник. Документальные фильмы на центральных телеканалах, трансляции трибьют-концертов, а иногда и прижизненные любительские фильмы, снятые кем-то из знакомых поэта, покажут. Даже Ленинскую премию дали. Только – после того как похоронили. И концерты, и весь этот «взрыв памяти» стремятся приурочить к очередной годовщине смерти.
В алфавитном порядке
Владимир Высоцкий |
Высоцкий стремительно расслаивается в общественном сознании. С одной стороны, он, как Гоголь и Булгаков, расползся по цитатам, стал частью фольклора. (Вероятно, лет через 15-20 уже никто и не вспомнит, что именно ему принадлежит та или иная строчка.) С другой стороны, Высоцкий стал частью русской литературной классики, но не на правах Цоя либо Талькова (при всем уважении к обоим авторам), а при полном одобрении академической науки. Лишь ее представители наделены правом решать, быть тем или иным томам на полках «золотого фонда». И сейчас можно быть уверенным – сразу после Волошина там стоят стихи Высоцкого. Канонизация завершилась.