Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариев«Они еще не истощены»
Валерий Гурвич: От голодания можно умереть и на 7-й день
«Если у человека был нормальный вес до голодания, то обычно его запасов хватает на срок от 40 до 60 дней. У кого-то эти запасы уходят быстрее», – заявил газете ВЗГЛЯД психиатр-психотерапевт Валерий Гурвич, исследовавший лечебное голодание. Он рассказал, что происходит с организмом голодающих в Астрахани.
Состояние здоровья голодающих четвертую неделю кандидата в мэры Астрахани депутата Олега Шеина и его сторонников у многих вызывает опасения. В то же время наблюдатели отмечают, что участники голодовки выходят на митинги, общаются с журналистами и не выглядят изможденными. Газета ВЗГЛЯД расспросила о влиянии долговременного отсутствия пищи на организм человека врача-психиатра Валерия Гурвича, подробно исследовавшего этот вопрос в советское время.
После окончания в 1963 г. Воронежского Государственного медицинского института Валерий Гурвич два года работал в местной областной больнице, где применял лечебное голодание к душевнобольным. Впервые разработал клиническую системную психотерапию при этом методе. Был научным руководителем походов без пищи в 1981, 1984, 1987 годах. В настоящее время – старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития.
ВЗГЛЯД: Валерий Николаевич, что такое голодовка с точки зрения медицины?
После продолжительного голодания начинать надо с разбавленных соков, можно немного чая с медом
Валерий Гурвич: Организм перестраивается. В первые два дня исчезают углеводы. Организм начинает использовать белки, которые находятся в сосудах, и жиры. В целом, процессы те же, что и при лечебном голодании. Но при голодовке, в отличие от лечебного голодания, как правило, не гуляют, не проводят разные процедуры, в результате в организме накапливаются недоокисленные продукты распада жиров, и идет интоксикация, то есть голодание переносится субъективно труднее.
ВЗГЛЯД: Начиная с какого периода голодовка становится опасной для здоровья?
В.Г.: Все зависит от исходного веса, от особенностей, как стремительно человек теряет вес. Кто-то может переносить длительную голодовку, а кто-то быстро истощается, идут изменения, и надо выводить человека из голодовки.
По словам Валерия Гурвича, лечебное голодание изучали только в СССР (фото: poprirode.ru) |
ВЗГЛЯД: Чем в последнем случае может обернуться для человека длительное голодание?
В.Г.: Смотря как он выходит. Надо это делать постепенно. После продолжительного голодания начинать надо с разбавленных соков, можно немного чая с медом. Первый–второй день – больше ничего. А дальше идут тертые овощи, фрукты, добавляется кефир и так далее. Мясо не употребляется, жиры не употребляются.
ВЗГЛЯД: В чем принципиальное отличие сухой голодовки от голодовки с употреблением воды?
В.Г.: Сухая голодовка еще более тяжелая. В основном происходят те же изменения. Но перестройка идет быстрее, переломный момент – криз – наступает раньше, чем при голодании с употреблением воды. И потом, существует опасность другого рода: если у человека повышенная свертываемость крови, если он немолодой, возможно тромбообразование. Вообще, сухое голодание в смысле лабораторных исследований не изучено. Лечебное голодание с употреблением воды хорошо изучено. Как будто бы то же самое происходит и при сухом, только все процессы идут быстрее, изменения происходят раньше. И субъективно сухое голодание переносится все-таки тяжелее.
ВЗГЛЯД: В Астрахани люди отказываются от пищи уже почти месяц...
#{interviewsociety}В.Г.: Это еще терпимый срок. Если у человека был нормальный вес до голодания, то обычно его запасов хватает на срок от 40 до 60 дней. Но, повторюсь, все индивидуально, у кого-то эти запасы уходят быстрее. Но в целом 40–60 дней, если он добровольно голодает.
ВЗГЛЯД: Последний фактор принципиален?
В.Г.: Психологический фактор очень важен. Скажем, при лечебном голодании человек испытывает положительные эмоции, что не может не сказываться.
ВЗГЛЯД: А во время голодовок протеста?
В.Г.: Нет, во время таких голодовок, в тюрьмах и т.д., наоборот, происходят отрицательные эмоции – возмущение, раздражение, иногда озлобление.
ВЗГЛЯД: Чем отличается от голодовки ситуация, когда человек голодает по причине отсутствия пищи?
В.Г.: Знает ли он в таких условиях, что запасов у него хватит на 40–60 суток? Чаще всего люди не знают. У них начинается паника, страх, отчаяние, ощущение безысходности. Люди могут умирать и на 7–9-й день и раньше из-за этого психологического фактора. Это еще хуже, чем голодовка. Потому что при голодовке человек добровольно начинает голодание. Поэтому у него хоть и идут отрицательные эмоции – возмущение, раздражение, но все-таки это не отчаяние, не страх и не паника.
ВЗГЛЯД: Два дня назад сообщалось, что бахрейнский оппозиционер Абдульхади аль-Хаваджи, объявивший голодовку еще в феврале, переведен в тюремную больницу, его адвокаты заявляют, что он находится при смерти...
В.Г.: Это большой срок, может привести к смерти. Если прошел очень большой срок, человек уже не может выйти из голодания.
ВЗГЛЯД: Если вы помните, в 1986 году советский диссидент Анатолий Марченко 107 дней держал голодовку, а на 12-й день после выхода из нее резко почувствовал себя плохо.
В.Г.: Да, он умер. У Марченко уже были необратимые изменения. Есть срок, после которого люди уже не могут выйти из голодания.
ВЗГЛЯД: Что это за изменения?
В.Г.: В основном, белковая недостаточность, дистрофия. Такие же варианты были и в блокадном Ленинграде.
- Украина объясняет, зачем нужно дело о голодоморе
- СБУ завела уголовное дело по поводу голодомора
- Европа укорила Россию
- Продуктов в мире будет не хватать
- Китаю нужна российская земля
ВЗГЛЯД: В Ленинграде выдавались, хоть и крайне скудные, но хлебные пайки. Как различается ежедневное употребление совсем небольшого количества пищи и полного ее отсутствия?
В.Г.: Не у всех были пайки. Вообще, послереволюционный голод 1921–1922 годов и блокадный голод отличаются. Во время блокадного голода люди не хотели сдаваться врагу, это был в какой-то степени подвижнический голод. Они готовы были умереть, но не отдавали город немцам. Этот психологический настрой мог иметь значение. А во время послереволюционного голода была разруха, никто не знал, что ждет страну.
ВЗГЛЯД: Если вернуться к сегодняшней ситуации в России, как астраханская голодовка может сказаться на здоровье ее участников?
В.Г.: Смотря сколько он будет голодать дальше. Есть яркий пример – Марченко. У Шеина одновременно и отрицательные, в той или иной степени, эмоции, и положительные. Он отстаивает справедливость, свое достоинство – это положительный фактор.
Потом неплохо, когда голодающие знают, что надо делать во время голодания. Должна быть прогулка, душ каждый день, питье воды, если это не сухая голодовка. Есть целый ряд факторов, которые оптимизируют адаптацию организма к голоданию.
ВЗГЛЯД: Критики заявляют, что для людей, несколько недель обходящихся без пищи, участники голодовки выглядят довольно бодро. Как вы можете это объяснить?
В.Г.: У них еще хватает энергии, эмоционально они заряжены. Они еще не истощены.
В 2007-м у меня вышла книжка о добровольном голодном походе. В советское время было три таких похода, и я был научным руководителем этих мероприятий. Люди добровольно голодали 14–15 дней, но в туристических условиях. В день они проходили 26–29 километров и несли на себе по 15 килограмм. Нагрузка была приличная.
ВЗГЛЯД: Казалось, от физической активности, наоборот, должно наступать быстрое истощение.
В.Г.: От таких нагрузок не наступает. Участники похода были обследованы, все было заранее продумано, все делалось на научной основе. Все три похода были удачными, люди приходили и уходили, никаких проблем. В третий поход я взял больных людей – с язвенной болезнью, с гипертонической болезнью, остеохондрозом, с депрессиями.
Они проголодали 15 дней. Пешая нагрузка у них была поменьше. А все остальное было то же самое. Вечером плавали, днем тоже старались устроить привал у реки. Утром – физкультура 40–50 минут.
В советское время, когда больничный лист можно было давать на четыре месяца и еще два добавить, люди голодали, в основном, от болезней. Средние сроки были 2-3-4 недели. Опытный врач определяет, сколько нужно дать, чтобы вылечить заболевание, чтобы этих сроков хватило. Врач должен иметь опыт, который он приобретает, когда поработает 3-5 лет. Потом он начинает чувствовать, сколько надо человеку, чтобы голодание помогло и не было избыточным.
Лечебное голодание в СССР было изучено фундаментально, почему оно и сейчас применяется в России. И оно было изучено только в СССР. В 70-е годы был разумный министр – академик Борис Петровский, Герой социалистического труда. В министерстве потребовали, чтобы было научное подтверждение безвредности и эффективности. Развивалась фундаментальная наука – физиология, биохимия, нейрофизиология. На Западе об этом методе до сих пор неизвестно, потому что был железный занавес, мы никуда как ученые не выезжали, все было внутри страны. Все монографии по этой теме написаны на русском языке.
ВЗГЛЯД: Из ваших слов выходит, что в какой-то степени при определенных обстоятельств голодовка может даже пойти на пользу?
В.Г.: Если она не чрезмерная, если человек выполняет процедуры, то он приближает эту голодовку к лечебному голоданию.
ВЗГЛЯД: Каким людям категорически противопоказан отказ от приема пищи?
В.Г.: Язвенное кровотечение, туберкулез легких в открытой форме, истощенность, слабоумие, тяжелые заболевания печени, почек. Большинство легких заболеваний показаны, гепатиты показаны.