24 мая, вторник  |  Последнее обновление — 18:40  |  vz.ru

Главная тема


Санкциям не удалось помешать успеху российских еврооблигаций

игры в пекине


ЕК призвала Украину забыть о «дешевой энергии» за счет России

армия и вооружение


Проблемы с качеством европейского транспортника оказались еще серьезней

вашингтон недоволен


Европейские страны отвергают требования США «усилить восточный фланг»

социальные гарантии


Тимакова пояснила слова Медведева о пенсиях

«Ленинская кузня»


Украина объявила о планах построить 30 боевых кораблей до 2020 года

Президент ФИДЕ


Илюмжинов подал в суд на минфин США

бывший президент


Горбачев ответил на идею запретить ему въезд на Украину

изменение системы


Америка беременна революцией

выборы в сша


Дмитрий Дробницкий: Чего нам ждать от Хиллари Клинтон

Вопрос дня


Британский генерал пророчит ядерный конфликт России и НАТО уже в следующем году. Верите ли вы в подобный сценарий?

Трезвый опасней пьяного

Обсуждение проблемы пьянства за рулем отвлекает внимание от гораздо более серьезных угроз безопасности дорожного движения

24 октября 2012, 16:52

Текст: Александр Божедомский

Версия для печати

Ситуацию на российских дорогах недаром называют катастрофической – об этом говорит чудовищная статистика смертей в результате ДТП. Однако изучение официальных данных МВД позволяет сделать неожиданный вывод: пьянство за рулем, конечно, влияет на безопасность движения и смертельные случаи, но далеко не так сильно, как ряд других, не столь обсуждаемых факторов.

В последнее время из-за череды резонансных ДТП с трагическим исходом одной из топовых тем снова стала безопасность дорожного движения. В первую очередь обсуждается, как бороться с проблемой, вызывающей наибольший эмоциональный отклик среди аудитории, – пьянством за рулем. В общественном сознании это, безусловно, грубейшее и опаснейшее нарушение правил дорожного движения было возведено в ранг абсолютного зла и объявлено чуть ли не главной причиной аварийности на российских дорогах. Дело дошло уже до идеи буквального клеймения водителей, замеченных за вождением в нетрезвом виде.

Однако, как свидетельствует опубликованная недавно статистика ДТП за 2011 год, главную опасность на российских дорогах составляют вовсе не пьяные водители. Согласно этим данным, только 7,6% смертей на российских дорогах спровоцированы водителями, в чьей крови обнаружено содержание алкоголя. И только 6% ДТП в России, согласно опять же официальным данным МВД, происходят из-за нетрезвого состояния водителей. В числе главных причин ДТП в России нетрезвое состояние водителя занимает лишь шестое место. А основная причина аварий – почти треть, 32% – обозначается в статистике как «несоответствие скорости конкретным условиям».

Цифры

Согласно официальному отчету Госавтоинспекции, в прошлом году «произошло обострение ситуации с дорожно-транспортным травматизмом». В 2011 году число аварий выросло до 199 868 ДТП, что на 437 происшествий больше, чем годом ранее. При этом выросло и число пострадавших: ранения получили 251 848 человек (на 1213 больше, чем в 2011 году), а погибли 27 953 (больше на 1386).

В авариях, произошедших по вине нетрезвых водителей, погибли 2103 человека, что на 7,6% больше, чем годом ранее. Тем временем число смертельных исходов в ДТП по вине начинающих водителей выросло на 11,7%. «Свыше трети (35,8%) общей численности погибших водителей составили молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет», – говорится в документе. И хотя абсолютных данных о ДТП с участием неопытных водителей МВД не приводит, можно предположить, что как раз самые молодые и являются наиболее неопытными, а значит, представляют собой одну из главных угроз безопасности на дорогах.

Ряд экспертов эту точку зрения разделяют.

Причины

По мнению руководителя Центра высшего водительского мастерства, профессора кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности Российского госуниверситета физкультуры, спорта и туризма Эрнеста Цыганкова, «современные начинающие водители крайне опасны», а причин тому несколько.

«Во-первых, обучение в автошколах. Большинство из них дают лишь начальный навык вождения, которого достаточно для маневрирования разве что во дворе. Ученики этих школ не знают, как ехать в пробке и на скоростной дороге, как реагировать на постоянные перестроения и прочие обычные для движения в Москве вещи. У такого неподготовленного водителя в любой экстремальной ситуации на дороге возникает, как мы это называем, двигательный паралич», – пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт.

В качестве второй причины Цыганков называет «особенности национального менталитета, который по темпераменту ближе к восточному».

«Наших водителей скорее можно сравнить с египетскими. У них там вообще дисциплины на дорогах нет. Большинство нарушают правила умышленно, просто потому, что так привыкли. Но это уже не проблема обучения вождению, а проблема воспитания: в семье, школе. У нас, к сожалению, оно хромает. Нынешнее поколение водителей, по-видимому, уже не исправить», – продолжает рассуждать руководитель центра.

Отметим, что сравнение с Египтом действительно далеко не лестное. Эта страна, например, признана самой смертельно опасной в мире для автодвижения туристов. Проблема в особенностях местных ПДД, которые при своей противоречивости еще и никем не соблюдаются. Например, в столице, 18-миллионом Каире, где всего девять светофоров, просто нет единых правил пересечения нерегулируемых перекрестков.

Как пишет сайт Evroavtoprokat.ru, специализирующийся на аренде автомобилей за границей, «египтяне, в отличие от европейцев (которые ценят вежливость на дорогах), отличаются тем, что у них работает только одно правило: «проехал – ну и отлично». Сайт предостерегает: «Берегитесь! Египетские водители совершенно непредсказуемы».

Авторы выделяют несколько «особенностей» вождения в этой стране. Во-первых, местные водители практически не пользуются зеркалами бокового и заднего вида, никогда не пользуются поворотниками для обозначения направления движения. Во-вторых, «вас в любой момент могут обогнать с правой стороны, подрезать или просто повернуть из крайнего правого ряда влево, даже не включив сигнал поворота». В-третьих, при пересечении перекрестков ПДД практически не соблюдаются: автомобили подъезжают к перекрестку со всех сторон, и водители жестами выясняют, кто поедет первым, а кто за ним». В-четвертых, красный сигнал светофора – не указ для водителя, который очень торопится. При этом «массовое гудение не несет никакой смысловой нагрузки – так водители просто оповещают о своем присутствии».

Прискорбно, но даже при такой дикости нравов автомобилистов-египтян и сравнительной «европейскости» россиян автостатистика остается в пользу африканцев. В Египте происходит соизмеримо меньше аварий (в 10 раз) и смертей на дорогах (в пять раз), чем в РФ. В среднем, свидетельствуют данные египетского МВД, ежегодно здесь случаются около 27 тыс. ДТП, в которых гибнут порядка 6 тыс. человек.

В России, население которой больше лишь в два раза (145 млн против 80 млн), а уровень автомобилизации выше только в пять раз (156 авто на 1000 человек против 30 авто на 1000 человек), те же статистические показатели выше в 10 раз: у нас в 2012 году произошло 252 тыс. аварий, в результате которых погибли 28 тыс. человек. Для сравнения: в США, где население вдвое больше нашего (около 300 млн), а степень автомобилизации выше в разы (765 авто на 1000 человек), количество смертей на дороге больше лишь на треть – в среднем около 43 тыс. ежегодно.

На ваш взгляд

 
В Госдуме предложили радикально ужесточить наказание за езду за рулем в пьяном виде. Поможет ли эта мера решить проблему?


Обсуждение: 129 комментариев

Вернемся к причинам столь удручающих данных в России. По мнению экспертов, кроме «восточного менталитета», мешает нормальному вождению чрезмерная прогрессивность молодежи в выборе автомобилей. Как считает Цыганков, сейчас многим начинающим молодым водителям в России доступны весьма скоростные автомобили, которыми они не способны адекватно управлять.

Тенденции

Кроме того, отмечает профессор, есть и достаточно загадочная тенденция. Буквально за несколько последних лет средний стиль вождения россиян изменился. На смену лихачам, которые нарушали ПДД осознанно, но, по крайней мере, понимали логику движения, пришли молодые люди, которые, может быть, и ездят медленней, но абсолютно не понимают, что вокруг них происходит.

Однако с этой точкой зрения не согласен ведущий инструктор клуба «Экстрим-Драйв», автор курса «Безопасное управление автомобилем в условиях интенсивного движения» Андрей Лунин. По его словам, в последние годы он не замечал такой тенденции и даже был сильно удивлен статистическими данными, согласно которым водители-новички – куда более серьезная угроза, чем пьяные водители.

«Я подобного не замечал. Аварии по невнимательности происходили и раньше, и сейчас. Возможно, раньше люди шли сдавать на права и в 30, и в 40 лет, и старше. А сейчас большинство получают права уже в 18–20 лет. В этом возрасте в голове ветер, кажется, что все можешь, что ты Шумахер», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД, отметив, что среди его учеников есть те, кто изначально был лучше подготовлен, и те, кто хуже.

В целом же аварийность на дороге среди новичков Лунин объясняет отсутствием у начинающего автомобилиста правильных рефлексов. Ведь вождение машины для человека – неестественный процесс.

«Пока ребенок не упадет со стула, он не понимает, что это больно и почему опасно. Так же и многие начинающие водители. Например, откуда взялся норматив – по городу скорость не больше 50–60 км/ч. Это пошло еще со времен, когда машины только появились. До этого люди самое быстрое, на чем ездили – на лошадях, которые быстрее 40 км/ч скакать не могут. Соответственно, это максимальная скорость, которая веками была доступна человеку. Все, что сильно сверх того, – уже неестественно, и неопытный водитель просто не может адекватно оценивать происходящее вокруг. Он подвержен т. н. феномену туннельного зрения: чем выше скорость, тем слабее периферическое зрение», – рассказывает эксперт.

Есть и ряд типичных проблем новичков, которые связаны с непониманием логики движения.

«Во-первых, характерно, когда новички, садясь за руль, как и когда ходят пешком, смотрят только вокруг себя и на небольшое расстояние. На скорости 60 км/ч за одну секунду мы проезжаем 17 м. Понимание скорости и, соответственно, того, что нужно смотреть вдаль, приходит не сразу. Ко многим оно не приходит вообще никогда, – рассказывает Лунин. – Или, например, абсолютно типичная ситуация. Ночь, человек уставший едет с работы по пустым улицам и видит, что зеленый светофор для него начинает мигать, вот-вот переключится. Ему кажется: но дорога-то пуста – я проскочу. Но точно такой же усталый человек едет по перпендикулярной улице и рассуждает так: у меня вот-вот зеленый загорится, не буду притормаживать. Происходит столкновение. И за примером не надо далеко ходить, как я понимаю, при подобных обстоятельствах недавно погибла артистка Голуб. Аналогичная история со знаком «Главная дорога». Зачастую многие считают, что, если они едут по главной, им смотреть по сторонам не надо – им и так уступят. Но ведь может произойти так, что кто-то, кто едет по перпендикулярной улице, просто пропустил знак или по каким-то другим причинам едет наперекор. Происходит авария, которой можно было избежать простой внимательностью. Но, к сожалению, многие этого не понимают».

Выводы

Таким образом, кроме прописных истин – не нарушать ПДД, быть за рулем внимательней, помнить, что автомобиль – источник повышенной опасности и т. п., – водителям стоит больше обращать внимание на окружающих и их поведение. Как утверждает Лунин, «95% аварий можно избежать, если адекватно оценивать обстановку вокруг и адекватно реагировать на ее изменения». Кроме того, водители не должны уповать на свою правоту по правилам дорожного движения. Зачастую пропустить несознательного нарушителя, который нарушает в силу неопытности или невнимания, может означать – избежать аварии, уверен эксперт.

Однако, отмечают эксперты, помимо безалаберности водителей, негативно влияет на дорожную ситуацию и отношение властей к ситуации. По мнению руководителя общественного проекта «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, резкий скачок количества аварий и травматизма связан с тем, что в последние годы успешного снижения этих показателей были запущены некоторые направления.

«Начиная с 2006 года, когда начали приниматься такие знаковые законы, как усиление ответственности за непристегнутый ремень безопасности (это колоссально понизило смертность), за непредоставление права первоочередности прохода пешеходу по «зебре» и многие другие нарушения, число аварий действительно сильно сократилось. Ситуация постоянно улучшалась, но вот последний год начался какой-то беспредел – не проходит и дня, чтобы не было новой информации о смертях на дорогах», – говорит эксперт.

По мнению Крохмаля, дело в том, что, улучшая положение дел по одним направлениям, другие просто запустили. «Чиновники посчитали, что раз есть тенденция к улучшению – ничего нового делать не надо. Вот спустя несколько относительно спокойных лет и произошел резкий всплеск, да такой, что ситуация становится неуправляемой», – поясняет Крохмаль.

Например, по его словам, практически никак не усиливали ответственность за вождение в пьяном виде, никак не ужесточали ответственность за превышение скорости. Кроме того, есть и побочные факторы, такие как ухудшение качества дорог, сокращение количества сотрудников ГИБДД на дорогах, ухудшение качества подготовки водителей-новичков. Однако главный – усиление у многих водителей чувства безнаказанности.

«В соседней Финляндии за проезд на красный сигнал светофора человек может быть арестован на два–три дня. У нас же – во многом из-за того, что нам постоянно рассказывают о страшных ДТП и о том, как легко отделался виновник, – люди совсем потеряли страх. Пьянство за рулем вообще считается чем-то обычным. Это уже психология безнаказанности, как результат, нет сдерживающего фактора, который позволил бы человеку самому себе запретить нарушать ПДД», – продолжает эксперт. По его мнению, первоочередным должно быть введение таких мер, как конфискация авто за нарушения ПДД с пострадавшими, а также расширение уголовной ответственности за такие нарушения.

Напомним, в последнее время действительно произошло несколько весьма резонансных автодорожных происшествий. На днях на Кутузовском проспекте в Москве пьяная девушка на «Мерседесе», перестраиваясь через несколько рядов, сбила мотоциклиста, который в итоге лишился ступни. В начале октября в аварии также в столице погибла известная актриса Марина Голуб. В автомобиль, в котором она возвращалась ночью домой, врезалась машина, по предварительным данным, проскочившая на красный сигнал светофора. В сентябре на Минской улице пьяный водитель, ехавший на скорости около 200 км/ч, врезался в автобусную остановку. В результате ДТП погибли семь человек, пятеро из которых дети.

В связи с этими резонансными происшествиями в Госдуме может быть рассмотрен законопроект, резко ужесточающий наказание за вождение в нетрезвом виде. В частности, за повторное нарушение может быть введено наказание в виде лишения свободы, а за первый случай – права будут изыматься не на полтора–два года, как сейчас, а на три года. А в ГИБДД готовятся ужесточить процедуру получения водительских прав, в частности ввести новые, более сложные вопросы во время проверки на знание теоретической части.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............