Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

2 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
6 мая 2010, 22:15 • Общество

«Это должно быть нормой»

Михаил Ненашев: Пираты должны сидеть посреди тундры

«Это должно быть нормой»
@ РИА "Новости"

Tекст: Роман Крецул

Захват танкера «Московский университет», освобожденного в четверг российскими военными моряками, стал поводом поднять целый ряд вопросов: от порядка привлечения пиратов к ответственности до безопасности морских путей, для охраны которых привлекаются крупные силы. Депутат Госдумы, член Комитета по обороне, капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев в интервью газете ВЗГЛЯД раскрыл круг этих вопросов и сообщил, что будут предпринимать российские законодатели.

– Михаил Петрович, буквально только что агентство «Интерфакс» передало слова неофициального источника, который утверждает, что российские моряки не задержали пиратов, а посадили на лодку и отправили в море без средств навигации...
– Откровенно говоря, для меня это новость. Думаю, такое вряд ли возможно. При всей нашей действительности, русские люди – народ гуманный. Но это надо проверить. Завтра, когда я переговорю с моряками, можно будет сказать, так это или нет.

В большинстве стран пиратов осуждают на десятилетия, а в некоторых странах приговаривают за пиратство к пожизненному заключению

– Если эта информация подтвердится, как можно было бы юридически квалифицировать действия моряков?
– Если вы гипотетически рассуждаете, то я гипотетически отвечаю: наши моряки не нарушили бы никакие законы в этом случае. Но, еще раз подчеркиваю, это сообщение надо будет проверить.

– Как бы вы оценили операцию по освобождению судна?
– Эта операция находится в рамках здравого смысла, я бы не стал давать каких-то громких оценок. Мы должны защищать своих сограждан, мы их защитили. Это то, на что народ тратит средства. Флот доказал, что даже в этих деликатных сверхрискованных акциях он может достойно выполнять свои задачи. Поэтому никакого восторга нет. Моряки выполнили свои задачи, которые им поставили. Это должно быть нормой.

– Какие выводы можно сделать из произошедшего?
– Наши моряки выполнили свои задачи, которые перед ними стояли. Но вопрос стоит именно в системном обеспечении судоходства в мировом океане. Такие проблемы есть не только в районе Аденского залива, но и в районе азиатско-тихоокеанского региона. Без системной подготовки, надлежащего согласования действий флотов других государств, подключения военно-воздушных сил, космических средств наблюдения, эти акции будут носить характер героических поступков в рамках одного события. А нам нужно, чтобы судоходство в мировом океане было надлежащим образом защищено.

Это событие имеет значение не только для тех, кого освободили, но и для морских позиций нашего государства, поскольку на сегодняшний момент – мы неоднократно заявляли об этом – вопросы судоходства в мировых морских пространствах имеют для нас ключевое значение. То, что сегодня корабли Военно-морского флота смогли выполнить задачу – проявление этой позиции.

Но в этой связи стоит вопрос о том, чтобы судовладельцы переходили под российский флаг. Кораблям нашего Военно-морского флота очень трудно разбирать, где какой пароход. Для примера: недавно большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко» в течение полугода выполнял задачи по защите судоходства. Так вот из 61 судна в Аденском заливе только два были под российским флагом. Поэтому когда мы здесь в России слышим «захватили граждан, наши соотечественники находятся под ударом в море», это не всегда понятно.

Вопрос перехода под российский флаг – не просто вопрос символов, а вопрос реальной безопасности. Все в совокупности требует необходимых законодательных инициатив, которые в ближайшее время обязательно поступят со стороны Государственной Думы: и по линии внутреннего законодательства, и по линии международного морского права, и по линии других соглашений, которые в этой сфере применимы.

По мнению Михаила Ненашева, успешные операции должны быть нормой (фото: edinros.ru)
По мнению Михаила Ненашева, успешные операции должны быть нормой (фото: edinros.ru)

– В связи с последними событиями президент в очередной раз заявил о необходимости разработать правовую основу для борьбы с пиратами…
– Важно не только победить эту лодчонку, этот катерок, который сдуру или по злому умыслу, как это обычно и бывает, ворвался на морские просторы. Необходимо ставить вопрос об уничтожении мировой пиратской инфраструктуры, которая находится на берегах тех или иных регионах, которая подпитывается различными экстремистскими течениями. Вопросы пиратства, в первую очередь, базируются на проблемах, которые существуют в, скажем так, несостоявшихся государствах, расположенных на берегу наших морей и океанов.

Поэтому, когда Дмитрий Анатольевич говорил об этом, он имел в виду, чтобы мировое сообщество через соответствующие законы и соглашения создавало условия по искоренению почвы, самих условий, благодаря которым пиратство может быть выгодным, приносить определенные дивиденды тем, кто участвует в этих варварских рейдах. Естественно, эта идея депутатами Госдумы поддерживается и будет рассмотрена в ближайшее время через призму законов.

– Пока эта основа разрабатывается, каким образом будут привлечены к ответственности захваченные российскими моряками пираты?
– На сегодняшний день международное морское право подразумевает, что ответственность, в том числе и уголовная, осуществляется через национальные суды. Пока это будет осуществляться в таком виде. Для правового возмездия этого достаточно. В большинстве стран пиратов осуждают на десятилетия, а в некоторых странах приговаривают за пиратство к пожизненному заключению. Этого достаточно для того, чтобы пираты больше никогда не вышли в этот морской разбой.

– А где они будут отбывать наказание, если они будут осуждены российским судом?
– Думаю, лучший вариант – чтобы они отбывали наказание в той стране, к которой они принадлежат, в частности, мы говорим о Сомали, хотя подразумеваем, что в Сомали условная государственность. К сожалению, у них очень слабые институты, а в некоторых местах в Сомали государство вообще не присутствует. Второе – надо, чтобы наказание осуществлялось в государствах, которые находятся в соседних территориях с сомалийской зоной ответственности. В-третьих, если нет иной возможности, надо рассмотреть этот вопрос через призму того, чтобы наказание осуществлялось в соответствующих тюрьмах внутри России. Желательно в северных территориях, чтобы молва о том, что сидеть придется посреди морозной тундры, отбивала у пиратов желание выходить на разбой. Но первично – пираты должны сидеть у себя, и именно сидеть, а не отбывать номер.

– То есть правовые основания для того, чтобы сомалийские пираты оказались российскими заключенными, существуют?
– Мы недавно внесли поправки в закон «Об обороне», в соответствии с которыми Россия для защиты своих граждан применяет Вооруженные силы по всему миру. «Применяет» означает не только то, что злоумышленник уничтожен, но и то, чтобы он отвечал. На сегодняшний день законы позволяют защищать своих соотечественников.