Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
20 апреля 2010, 14:49 • Общество

Мнимый вред

В Европе засомневались во вреде пепла

Мнимый вред
@ Reuters

Tекст: Николай Анищенко

Причиной закрытия воздушного пространства Европы могла стать несовершенная компьютерная программа для моделирования последствий извержения вулкана, считают эксперты. Ее работа, предположительно, была основана на неполных научных данных о воздействии вулканического пепла на двигатели самолетов, а сама программа имела несовершенный алгоритм. Получившаяся модель могла многократно преувеличить реальную опасность.

Своеобразной «черной дырой» назвал генеральный директор организации ЕС, отвечающей за вопросы транспорта, Матиас Рут компьютерные программы, не подкрепленные научными данными. По его словам, у властей Евросоюза вызывают сомнения ответы на вопросы, в частности, о том, какая степень концентрации вулканического пепла представляет угрозу для двигателей самолетов и с какой скоростью он оседает в атмосфере, передает ИТАР-ТАСС.

Если бы хоть один самолет упал, что бы сказали эти эксперты? Может быть, кому-то жаль потерянных миллиардов, а для меня важна каждая человеческая жизнь

По данным экспертов, «компьютерные модели, способствовавшие решению о закрытии воздушного пространства над Европой, основаны на несовершенных алгоритмах: незавершенных научных исследованиях, ограниченном количестве информации». «Как следствие, опасность для пассажиров была завышена», – констатируют эксперты.

Рут призвал руководителей ЕС рассмотреть возможность принятия правил безопасности, действующих в США, которые, согласно статистике, содержат не больше риска, чем нынешние европейские. «По другую сторону Атлантики авиакомпаниям дали бы один совет: «Не летайте над вулканом». В остальном все необходимые меры предосторожности предоставили бы определять самим перевозчикам», – приводит Financial Times слова Рута.

Российские эксперты, тем не менее, считают, что решение о закрытии воздушного пространства Европы было обоснованным.

«Мне трудно оценивать это конкретное облако с точки зрения опасности, мы исходим лишь из общих предпосылок опасности. Ясно, что разные вулканы при извержении дают разные по составу облака. Но я убежден, что если был хоть один такой случай в истории, а он был, на это обращаться внимание надо, – заверил газету ВЗГЛЯД заместитель директора ЦАГИ по динамике полета и системам управления летательными аппаратами Валерий Суханов. – Когда самолет попадает в облако, двигатель может отказать. Не обязательно это произойдет и не обязательно сразу, для этого должно быть определенное стечение обстоятельств, но если бы хоть один самолет упал, что бы сказали эти эксперты?» «Может быть, кому-то жаль этих потерянных миллиардов, а для меня важна каждая человеческая жизнь», – заключил эксперт.

Напомним, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) вечером в понедельник выступила с резкой критикой действий европейских правительств после извержения исландского вулкана, которое привело к длительному блокированию воздушного пространства Европы. IATA призывала европейских лидеров объединиться и найти реальные пути решения проблемы, сообщает «Интерфакс».

По оценкам организации, авиакомпании несут убытки не менее чем в 200 млн долларов в сутки, а европейская экономика теряет из-за проблем с воздушным сообщением миллиарды долларов. «Кризис длится уже достаточно долго, чтобы мы могли выразить свое недовольство тем, как правительства пытаются с ним справиться: без оценки риска, без консультаций, без координации и единого руководства, – заявил глава IATA Джованни Бизиньяни. – Невероятно, что транспортным министрам Европы понадобилось пять дней, чтобы организовать телеконференцию (для обсуждения этого вопроса – прим.)».

Однако министр транспорта председательствующей в ЕС Испании Хосе Бланко заявил, что его коллеги из других стран Евросоюза не считают обоснованной критику ассоциации. «Мы не поддерживаем критику со стороны авиакомпаний», – заявил Бланко журналистам по окончании видеоконференции министров транспорта ЕС, экстренно проведенной в понедельник. Комментируя заявления о недовольстве европейских авиакомпаний, чьи рейсы были отменены из-за рисков, он сказал: «Безопасность имеет первостепенное значение».

В итоге министры транспорта стран ЕС договорились о «постепенном и контролируемом» возобновлении коммерческого авиасообщения в части воздушного пространства Европы со 6.00 по Гринвичу (10.00 по московскому времени) вторника. По словам министра транспорта Испании Хосе Бланко, министры договорились «о постепенном и контролируемом открытии европейского воздушного пространства».

Испанский министр рассказал, что ЕС принял решение разбить воздушное пространство Европы на три географические зоны по степени приближения к центру выбросов пепла из исландского вулкана. По словам Бланко, в первой зоне, «вблизи от центра выбросов пепла, запрет на воздушное движение будет абсолютным». Вторая зона, считающаяся более спокойной, определяется содержанием пепла, который не мешает полетам самолетов. Положение второй зоны над Европой будет пересматриваться каждые шесть часов, в зависимости от перемены погоды. Третья зона, определяющаяся полным отсутствием вулканического пепла, будет полностью открыта для полетов.

Несмотря на эти меры, ряд стран, включая Великобританию и Польшу, во вторник утром снова полностью закрыли свое воздушное пространство.

Между тем российские метеорологи не всегда могут дать комментарий по теме влияния вулканического пепла: зачастую у них просто нет для этого необходимых научных данных. «Тема, связанная с вулканами, для нас очень сложная, поскольку – открою вам секрет – в России она вообще практически не отслеживается», – сказал ранее в интервью газете ВЗГЛЯД ведущий специалист центра «Фобос» Леонид Старков.

«Мониторинг осуществляют в основном наши западные коллеги, это началось еще в смутные 1990-е, когда в России ничего практически не работало, а весь мир продолжал активно жить, летать. Тогда американцы, японцы, французы поделили земной шар на сферы мониторинга и пристально следили за этой ситуацией. Так продолжается и до сих пор. Они получают информацию с помощью спутников, которые все-таки четкой картины не дают, а затем применяют комплексный метод оценки: на спутниковый мониторинг накладывается гидродинамический расчет», – резюмировал эксперт.

Как долго вы могли бы обходиться без авиасообщения?





Результаты

Но и западные эксперты в этой области признают, что многие аспекты влияния вулканического пепла до сих пор слабо изучены, пишет во вторник The Wall Street Journal.

Именно из-за этого процедура осторожного возобновления движения будет сопровождаться дорогими, более тщательными мерами эксплуатационного контроля, предупреждают эксперты. При этом возникает парадокс: чем более совершенным является двигатель, тем большую опасность для него может представлять вулканический пепел.

По словам ученого из Лаборатории реактивного движения NASA Дэвида Пьери, более современные двигатели работают на более высоких температурах – соответственно, при этом вероятность того, что попавшие в двигатель частицы вулканического пепла расплавятся и станут частью керамического покрытия двигателя, возрастают.

Кроме того, текущая ситуация заметно отличается от других подобных, с которыми сталкивалась авиация до извержения в Исландии. Дело в том, что вулкан Эйяфьятлайокудль покрыт толстым ледником. Мгновенно превращаясь в пар под действием лавы, лед вступает с ней в реакцию, образуя гораздо более мелкие, чем обычно, частицы. Раньше авиации в основном приходилось сталкиваться с извержениями вулканов умеренных и тропических широтах, которые, как правило, не имели мощной ледяной шапки.

По данным РИА «Новости», за последние 30 лет (то есть с тех пор, как гражданские и военные самолеты стали активно летать на высотах выше 7,5 километров, где обычно скапливается вулканический пепел) от вулканического пепла получили различные повреждения более 90 самолетов гражданской авиации. Связанные с действием пепла поломки в основном касались двигателей, гидравлики, системы кондиционирования и лобовых стекол. Как минимум в двух случаях у самолетов марки Boeing-747 временно отказывали все четыре двигателя, однако пилотам удавалось не допустить сваливания судна и перезапустить двигатели на небольшой высоте.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, извержение вулкана Эйяфьятлайокудль на юге Исландии, сопровождающееся распространением огромного облака пепла, произошло 14 апреля. До этого вулкан Эйяфьятлайокудль спал почти 200 лет. Извержение привело к таянию ледников и наводнению, правительство страны эвакуировало около 800 человек.

Вулкан Эйяфьятлайокудль расположен в 200 километрах к востоку от Рейкьявика между ледниками Эйяфьятлайокудль и Мирдальсйокудль. Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull) означает «Остров горных ледников». Вулкан представляет собой ледник конической формы, шестой по величине в Исландии. Высота вулкана составляет 1666 метров. Диаметр кратера вулкана равен 3−4 километрам, ледниковое покрытие − около 100 квадратных километров. Последнее извержение Эйяфьятлайокудля было зарегистрировано в 1821 году. Оно продолжалось почти два года.

..............