Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
3 комментарияЖить стало больше
Голикова: Смертность в России сокращается
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова в пятницу заявила, что в 2009 году по сравнению с 2008-м смертность сократилась на 3%. Министр уверена, что на улучшении показателей сказалась реализация мер, предусмотренных нацпроектом «Здоровье», а значит, статистика продолжит улучшаться. Средняя продолжительность жизни граждан РФ за год также выросла на 1,2 года и перевалила за 69 лет. Эксперты газеты ВЗГЛЯД рассказали, что влияет на продолжительность жизни россиян.
Умирать реже
Органы социальной защиты обязуются оказывать материальную поддержку семьям, которые будут вести здоровый образ жизни, заботиться о детях
В прошлом году по сравнению с 2008-м смертность в России сократилась на 3%, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на расширенном заседании коллегии министерства в Доме правительства.
«В 2009 году умерли 2 млн 13 тыс. человек, что на 62,4 тыс. человек, или на 3%, меньше, чем в 2008 году», − приводит ее слова РИА «Новости».
Приводя расшифровку сводных данных, министр сообщила, что на 4,6% снизились показатели смертности от болезней системы кровообращения, на 7,8% − от туберкулеза, на 14,8% − в результате ДТП, на 32% − от случайных отравлений алкоголем и на 3,1% − от самоубийств.
Татьяна Голикова особо подчеркнула, что в стране сократилась и младенческая смертность. По словам министра, таких результатов удалось добиться благодаря реализации мер по улучшению демографии и ряда направлений нацпроекта «Здоровье».
Сейчас, по словам министра, принимаются меры по поддержке здоровья малоимущих слоев населения. В частности, Минздравсоцразвития запускает пилотный проект по оказанию госпомощи семьям, с которыми региональные власти будут заключать социальные контракты, так называемые договоры социальной адаптации.
«На основании поручения президента Российской Федерации мы совместно с органами государственной власти субъектов РФ начинаем эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта, − цитирует Голикову «Интерфакс». − Органы социальной защиты по месту жительства граждан обязуются оказывать материальную поддержку − желательно, чтобы она была ощутима, − семьям, которые будут предпринимать активные действия по поиску работы, вести здоровый образ жизни, заботиться о детях, не совершать асоциальные поступки и противоправные действия», − подчеркнула Голикова.
По ее словам, в 2010 году приблизительно 18,6 миллиона человек, то есть более 13% населения, находятся за чертой бедности. В числе бедных есть и семьи с двумя и более детьми. «В этом году мы должны помочь им выйти из этой неблагополучной группы», − обозначила задачу министр.
Жить дольше
- Борьба за каждую жизнь
- Россиян по осени считают
- Снова посчитают
- По пути Свазиленда
- Жуков увидел улучшение
Отметим, что буквально за месяц до этого отчета Голиковой вице-премьер Александр Жуков, который также оценивал успешность реализации нацпроекта «Здоровье», сообщил, что в России не только сократилась смертность, но и продолжительность жизни выросла на 1,2 года и перевалила за 69 лет.
Эксперты в области статистики, впрочем, отмечают, что формулировка «продолжительность жизни» у специалистов не в ходу. Упрощая, речь идет об условной ожидаемой продолжительности жизни для людей, родившихся в названном году, в соответствии с параметрами смертности того же года. Ожидаемая продолжительность жизни естественным образом увеличивается при снижении смертности, которое и было зафиксировано в ушедшем году.
Тем не менее говорить о том, что демографическая ситуация улучшилась и рождаемость в России перекрыла смертность, пока преждевременно. Рождаемость действительно в 2009 году по сравнению с 2008-м выросла на 2,9% и составила 1764164 человека. Если смотреть данные по рождаемости с 1991 года, это рекорд, но недостаточный для того, чтобы обеспечить естественный прирост населения.
Зафиксированный рост средней продолжительности жизни в России также не сенсационен. Например, в 1990 году средняя ожидаемая продолжительность жизни россиян несколько превышала 69 лет. Затем этот показатель снижался, а вновь стал расти с 2003 года, после того как вышел на точку 65 с небольшим лет. Эксперты отмечают, что скачки больше, чем на год, бывали и бывают, это в порядке вещей.
«Поднимаемся до уровня СССР»
По продолжительности жизни мы сейчас «поднимаемся» примерно к уровню СССР 50-х годов
Геронтолог, кандидат биологических наук Валерий Мамаев прокомментировал газете ВЗГЛЯД сложившуюся ситуацию.
− Валерий Борисович, как выглядят показатели России по продолжительности жизни на фоне общемировой статистики?
− По продолжительности жизни мы сейчас «поднимаемся» примерно к уровню СССР 50-х годов. А еще за полвека до того (мы имеем данные переписи населения Российской империи за 1897 год) средняя продолжительность жизни в России составляла около 30 лет – практически как при первобытнообщинном строе. Тогда как в Швеции уже в те времена она превышала 50 лет.
За годы советской власти удалось выправить эту ситуацию и всерьез конкурировать с развитыми странами. Причем тогда в СССР была отмечена прямая зависимость между количеством врачей и продолжительностью жизни людей. Отсюда и возникло мнение, доминирующее по сей день, что все в вопросах жизни и смерти решает медицина.
Возможно, на определенном этапе это обоснованный и правильный подход. Но такое отношение исключает личную ответственность человека за свою жизнь и здоровье. Показателен пример Восточной Германии. К моменту объединения Германии западные немцы жили дольше восточных. А после объединения в течение десяти лет восточные догнали западных и без всякого увеличения количества врачей.
Дело в том, что в последние десятилетия буквально весь мир активно занялся своим здоровьем. И если в 1968 году продолжительность жизни советских мужчин составляла 64 года, и мы занимали 8-е место в мире, то сейчас 64 года для мужчин – это уже 100-е место, до которого мы, к сожалению, еще не добрались.
− А с чем, по вашему мнению, можно связать оптимистичные данные за 2009 год?
− В первую очередь, это, конечно, совершенствование медицинской помощи. Мы, очевидно, еще далеко не исчерпали потенциал современной медицины и в отличие от мира, ушедшего вперед, оказались отброшены в то состояние общества, когда, условно говоря, «количество врачей» пока еще прямо влияет на продолжительность жизни.
− Каковы прогнозы на будущее?
− Существует официальная Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этому документу, к 2015 году ожидаемая продолжительность жизни должна быть доведена до 70 лет, а к 2025 – до 75. И это представляется возможным. Но если будет сделан акцент не только на совершенствование нашей медицины, но и на личную ответственность человека, на его большую просвещенность в вопросах здоровья. Если бы люди вовремя обращались к специалистам, многих преждевременных смертей можно было бы избежать. Привязанность людей к определенному доктору, независимо от его специальности, сегодня очень распространена. И доктора эти держатся за своих состоятельных пациентов и не направляют к другим специалистам. А каждый должен заниматься своим делом.
И самое главное: несмотря ни на какие социально-экономические или экологические потрясения, постигшие Россию, биологически в нас ничего не изменилось. Опыт развитых стран показывает, что средняя продолжительность жизни может быть и 80 с лишним лет, но важно исключать факторы личного риска: рационально питаться, двигаться, следить за весом – никакие инновации и самые современные технологии, по меньшей мере, известные на сегодняшний день, не заменят и не отменят этих простых истин. И самое главное – нужно давать себе отдохнуть. На мой взгляд, нарождающееся сейчас зло – это бесконтрольное использование энерготоников. Сон – самый квалифицированный «доктор», способный восстанавливать и обновлять ресурсы организма. Без адекватного отдыха человек не в состоянии справляться со все нарастающим стрессом.