Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариев«Москве нужны фонтанчики с питьевой водой»
Борис Прохоров: Убивает равнодушие, а не жара
«Скачок смертности летом был не из-за жары, а из-за неготовности социальных служб к возникшим нестандартным условиям окружающей среды», – заявил газете ВЗГЛЯД глава лаборатории региональных прогнозов социально-экономического развития и здоровья населения РАН Борис Прохоров, комментируя предпринимаемые правительством РФ меры по предупреждению последствий аномальной жары.
В среду стало окончательно ясно: в Москве, по официальным данным столичных властей, этим летом умерло едва ли не на две трети больше людей, чем обычно.
В каменных джунглях в период жары должны быть оазисы температурной комфортности
Единого мнения на этот счет у чиновников долгое время не было: так, глава департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский сначала сообщил, что в условиях задымления и небывалой жары смертность в столице выросла в два раза. Согласно озвученным им данным, средний уровень смертности в Москве в обычные дни составляет 360–380 случаев в день, а «сегодня этот показатель составляет около 700».
Минздравсоцразвития, в свою очередь, не подтвердило эти данные и даже потребовало у Сельцовского объяснений. Вскоре федеральное ведомство опубликовало свои данные: «Июль 2010 года в России характеризовался аномально высокими температурами, что не замедлило отразиться на росте смертности от болезней системы кровообращения – на 10,6% по сравнению с прошлым годом. Рост смертности от случайных утоплений составил 45,2%. Эти причины в целом повлияли на рост общей смертности в июле 2010 года – 8,6%», – говорилось в сообщении министерства.
Наконец, в среду вице-премьер РФ Александр Жуков поставил точку в статистическом споре: «Наиболее высокий рост смертности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован в Саратовской области – на 80%, в Волгоградской – на 75%, в Липецкой – на 71%, в Воронежской – на 63%, в Москве – на 69%. Очевидно, что основной причиной повышения смертности явилась аномальная жара», – приводит ИТАР-ТАСС слова вице-премьера. На состоявшемся селекторном совещании Александр Жуков поручил Минздравсоцразвития совместно с губернаторами регионов разработать и представить в правительство комплекс мер по предотвращению роста смертности населения в аномальных погодных условиях.
Борис Прохоров убежден, что жизни окружающих людей зависят от «доброй воли каждого из нас» (Фото: demoscope.ru) |
Что именно необходимо сделать, газете ВЗГЛЯД рассказал заведующий лабораторией региональных прогнозов социально-экономического развития и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Прохоров
ВЗГЛЯД: Борис Борисович, правительство России решило разработать комплекс мер для предотвращения скачков смертности из-за жары, как было в этом году...
Борис Прохоров: Во-первых, давайте сразу уточним, что это был за всплеск смертности. Летом из-за жары и задымленности умирали тяжелобольные люди, престарелые, люди с хроническими заболеваниями. Однако когда статистики сведут счеты смертности по итогам всего года, то, скорее всего, окажется, что особого роста за этот год по сравнению с предыдущим не было. Это из-за того, что в аномальных погодных условиях умерли люди, которые, к сожалению, и так скоро бы скончались. Просто жара сократила срок их жизни на какие-то месяцы.
Отдельные случаи смерти здоровых людей из-за тепловых или солнечных ударов все же являются крайне редкими и происходят по небрежности самих людей.
ВЗГЛЯД: То есть в условиях жары государственные и муниципальные соцслужбы должны прежде всего обращать внимание на группы риска?
Б. П.: Совершенно верно! Социальные работники, посещающие одиноких пожилых людей в условиях повышенных температур, должны быть особенно внимательны, помещения должны хорошо проветриваться (если нет задымленности), всегда под рукой должна быть холодная вода. Но ведь и социальным работникам тяжело, они и так разрываются между многочисленными подопечными – значит, в условиях климатических аномалий социальные работники должны быть кадрово укреплены, например, работниками муниципалитетов и студентами-медиками.
- ВОЗ: Власти Москвы не организовали "островки безопасности"
- Россияне назвали самое тяжелое последствие аномальной жары
- Минздравсоцразвития усомнился в количестве умерших от жары
- Едкий дым не желает отступать от Москвы
- В Москве принимают чрезвычайные меры против смога
Ну и конечно, жизнь людей, живущих рядом, зависит от доброй воли каждого из нас. Не надо перекладывать всю головную боль на социальные службы, у вас по соседству живет старушка – позвоните по телефону или зайдите и поинтересуйтесь, есть ли у нее вода, не нужно ли чем-то помочь. Убивает не жара, а равнодушие.
ВЗГЛЯД: На кого еще – помимо одиноких и пожилых людей – надо обратить внимание государству в контексте обсуждаемой проблемы?
Б. П.: Само собой разумеется, что разного рода социальные объекты: больницы, роддома, дома престарелых, поликлиники, пенсионные фонды – должны быть кондиционированы. Причем речь идет не о кабинетах руководства, а о тех помещениях, где находятся простые люди. Программа оснащения кондиционерами учреждений здравоохранения идет, но далеко не теми темпами, с какой росла температура воздуха этим летом. Ну хотя бы палаты интенсивной терапии, роддома и операционные блоки давайте оснастим кондиционерами повсеместно! Особенно остра проблема с этим в регионах...
ВЗГЛЯД: А какие меры нужно предусмотреть для защиты более широких слоев населения?
Б. П.: В каменных джунглях в период жары должны быть оазисы температурной комфортности, то есть места, где уязвимые группы населения, да и просто всякий, кто себя плохо почувствовал или перегрелся, может посидеть у фонтана, передохнуть, подышать свежим воздухом. Такие оазисы должны оборудоваться в гипермаркетах и больших торгово-развлекательных центрах, кинотеатрах и т. п. Там должна быть соответствующая система вентиляции и фильтрации воздуха, питьевая вода. Питьевая вода должна быть максимально доступна в таких погодных условиях.
И фонтанов в городе должно быть побольше, и чтобы все были работающие. Звучат даже предложения оборудовать в Москве фонтанчики с бесплатной питьевой водой. Возможно, это и правильно, если предусмотреть регулярный санитарно-эпидемиологический контроль таких фонтанчиков, чтобы источник воды не превратился в источник какой-нибудь заразы. Ведь в Москве весьма остра проблема лиц, ведущих бродяжнический образ жизни.
ВЗГЛЯД: А на что нужно обратить внимание региональным властям, перед которыми, собственно, и поставлена задача, помимо тех универсальных мер, о которых вы говорили выше?
Б. П. Главное внимание – воде. Если воду отключают, а летом коммунальные службы делают это постоянно, своевременно должна осуществляться доставка питьевой воды в каждый двор цистернами плюс индивидуальная доставка воды пожилым людям, которым трудно спускаться. И конечно, региональные власти должны держать на постоянном контроле уровень запасов питьевой воды – не пересыхают ли от аномальной жары водохранилища, озера, иметь план действий в случае такого пересыхания или иной непредвиденной ситуации. Для регионов, в которых был значительный летний всплеск смертности: Волгоградская область, Саратовская область – жара не новость, но всплеск смертности все равно был, значит, готовиться к таким погодным катаклизмам властям надо более системно и загодя, чтобы не было потом как в расхожей русской присказке: «Неожиданно наступила зима» или в данном случае «Неожиданно наступила аномальная жара».