Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияКопейке дали второй шанс
По решению Центробанка самая мелкая российская монета останется в обращении, но будет изготовлена из нового сплава. По сути, копейка давно не представляет финансовой ценности, а производство ее является абсолютно нерентабельным процессом. И по мнению экспертов, мера ЦБ РФ не принесет весомых результатов, причем некоторые из них настаивают на радикальных мерах.
Сотая доля российского рубля останется в обращении. Единственное, что поменяет она в ближайшее время, – это качественный состав, сообщает «Российская газета» со ссылкой на генерального директора ФГУП «Гознак» Аркадия Трачука.
Мы рассчитываемся с абсолютно абсурдной точностью
По данным газеты, сохранение национальной монеты связано с тем, что банки и магазины используют их для расчетов с клиентами, а ЦБ «регулярно заказывает новые партии для обеспечения наличного обращения».
Причина, по которой власти обратили внимание на мелкие монеты, проста – изготовление копейки становится все менее рентабельным, так как ее себестоимость значительно выше номинальной цены. К тому же в мире растут цены на металлы, что приводит к дополнительному удорожанию процедуры изготовления.
Разговоры об отмене монеты номиналом в одну копейку ходят уже давно. По данным РИА «Новости», финансисты еще в 2002 году грозились упразднить «бессмысленную денежку».
Аргументы были весомыми: на копейку уже не купить даже пресловутого коробка спичек, да и мелкую разменную монету, несмотря на строгое предупреждение Минфина, то и дело отказываются принимать в магазине. Тем не менее копейка из обращения не пропадала.
С точки зрения нумизматов, коллекционной и материальной ценности мелкие металлические деньги не представляют. Отношение к копейке сегодня более чем пренебрежительное. В магазинах ее «забывают» на кассе, да и вообще ни во что не ставят.
«Тем не менее каждый кассир должен отсчитывать каждому покупателю надлежащее число мелких монет, на это тратится уйма времени, а значит, мы держим армию никому не нужных работников, – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД председатель подкомитета по законодательству в области банков и банковской деятельности Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. – То же относится и к бухгалтерам, которые, как известно, должны отчитаться за все до последней копейки. Получается, что мы рассчитываемся с абсолютно абсурдной точностью».
В связи с этим глава Гознака уже не раз заявлял, что копеечные монеты приносят одни убытки, и предлагал округлить цены хотя бы до 10 копеек. В то же время он отмечал, что это в компетенции правительства и других госорганов, которые назначают тарифы.
- Копейку округлят
- Символ российского рубля
- Центробанк выпустил купюру
- Новая банкнота
- Новые деньги России и США
«Позиция Центрального банка такова, что эти монеты должны оставаться в обращении. Поэтому я, как руководитель Гознака, могу сказать, что монетные дворы выполнят заказ на новые монеты. Хотя испытываю сожаление, когда вижу в магазинах и банках коробочки, в которых люди оставляют никому не нужные монеты», – отметил он.
Копейку нового образца изготовят из сплава более дешевых металлов. По информации РГ, это будет «сталь со специальным покрытием от коррозии, обеспечивающим долговечность обращения монеты».
Впрочем, как пояснила газете ВЗГЛЯД помощник генерального директора ФГУП «Гознак» по связям со СМИ Наталья Никифорова, точной информации о том, из чего будут сделаны новые монеты, нет.
«Сейчас в Гознаке ведется работа над технологией изготовления монеты, – сказала она. – В ближайшие 2–3 месяца она будет завершена и мы направим предложение в Центробанк на утверждение».
По мнению Павла Медведева, подобная мера – лишь четверть того, что следовало бы сделать с мелкой монетой.
«Этот выход из положения не принесет большого эффекта, – считает он. – У этой проблемы есть две стороны – эмоциональная и рациональная. С первой точки зрения в стране надо бы вывести из оборота не только копейку, но и провести деноминацию в 100 раз. Тогда бы огромное количество средств и времени было бы сэкономлено.
С эмоциональной точки зрения деноминацию провести нельзя, потому что в обществе существует беспокойство. Предыдущая деноминация совпала в памяти людей с экономическим кризисом, а для пожилых людей она ассоциируется еще с хрущевским временем».
Однако по мнению старшего аналитика ИК «Тройка Диалог» Антона Табаха, в России сейчас нет острой потребности в деноминации.
«Во-первых, население очень болезненно реагирует на денежные реформы, причем деноминация практически всегда производит инфляционный эффект, так как люди ведут себя неадекватно, не успев привыкнуть к новому масштабу. Во-вторых, деноминация – процесс дорогостоящий, – рассказал он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Вообще развитые страны практически никогда не прибегают к этой процедуре, а развивающиеся проводили ее в основном после периодов сильной инфляции».
А вот реформы мелочи в мире проводят довольно часто – то дизайн сменят, то отменят вышедшие из оборота центы и агоры или, как было в 1964 году в Англии, фунт переведут с деления на 20 шиллингов и 240 пенсов на более простую 100-пенсовую систему.
«О таких реформах помнят долго, но переносят их обычно спокойно, – пояснил Табах. – Правда, во многих странах монеты являются неким национальным символом. Так, в США предложения властей о выводе из оборота одноцентовой монеты и замене долларовой купюры на новую банкноту спровоцировали горячие дискуссии, а в Японии вопрос о возможной деноминации обсуждают уже около 30 лет, но на реформу решиться не могут – иена существует без деноминаций и реформ с 1872 года и любые изменения могут нарушить спокойствие населения».
Впрочем, российская монета тоже имеет свою историю и приметы. Копейка пропадала после революции 1917 года и после нищеты начала 1990-х. Так что, может быть, не стоит пренебрегать монетой, которая честно служит России уже пять веков.