Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

5 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
27 декабря 2008, 13:30 • Общество

Серия на троих

В войска поступят новейшие вертолеты

Серия на троих
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Акты о завершении государственных совместных испытаний (ГСИ) трех новейших российских вертолетов Ми-28Н, Ка-52 и «Ансат-У» подписаны госкомиссией. Подписание актов означает официальное согласие на крупносерийное производство вертолетов. В ближайшее время должны последовать приказы Минобороны о принятии вертолетов на вооружение. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, есть ли у новейших российских вертолетов перспективы продаж – как на экспорт, так и внутри страны.

ГСИ – это последний этап, завершающий путь создания любой новой боевой машины от эскизного проекта до серийного образца, который будет принят военными, причем именно в том виде, в котором он был представлен на выходе испытаний. С этого момента самостоятельно вносить существенные изменения в конструкцию утвержденного образца производитель не имеет права: речь может идти лишь о небольших усовершенствованиях, согласованных с заказчиком, вроде переноса в более удобное место вентилятора кабины или изменения цвета приборной панели − при кажущейся незначительности такие эргономические нюансы играют чрезвычайно важную роль. Далее начинается этап сопровождения серийных изделий и создания модификаций базовой машины – при этом все изменения, вносимые в конструкцию или состав бортового оборудования, утверждаются лишь после соответствующих госиспытаний, как правило, в гораздо меньших объемах, но подчас – в сравнимых с основным циклом.

Военными неоднократно ставился вопрос о закупке до ста вертолетов типа Ми-8 − они жизненно необходимы для создающихся мобильных бригад

Согласно Государственной программе вооружений, до 2012 года планируется закупить для нужд МО 12 Ка-52, 10 «Ансат-У» и около полусотни Ми-28Н. Количество последних уточняется, трехлетний план ГОЗ предусматривает финансирование производства 47 таких машин, однако неизвестно, включены ли в это число уже построенные предсерийные вертолеты или они учитываются отдельно.

Кроме этого, ВВС получат 30 транспортно-боевых Ми-8МТВ5, представляющих собой глубокую модернизацию известной милевской «восьмерки», не уступающей по основным характеристикам европейским ЕН-101 и американским UH-60 Blaсk Hawk. Под экспортным обозначением Ми-17МД/Ми-17В-5 такие машины уже несколько лет поставляются на экспорт и пока ограниченно поступают в авиационные подразделения Внутренних войск и в армейскую авиацию.

Всего до 2012 года для нужд Министерства обороны будет построено до 100 вертолетов на сумму примерно 20 млрд руб. в сегодняшних ценах. Кроме того, по сведениям из источников, близких к Министерству обороны, военными неоднократно ставился вопрос о закупке до ста вертолетов типа Ми-8 − они жизненно необходимы для создающихся в рамках реформы мобильных бригад.

Однако если на сотню заявленных вертолетов деньги в бюджете есть − закупки запланированы еще до мирового кризиса (хотя, по слухам, не исключается корректировка закупочных цен в рамках уже заключенных контрактов на 15% вниз), в изменившихся условиях производство дополнительных вертолетов – под вопросом. Холдинг «Вертолеты России» попал в недавно опубликованный список стратегических предприятий, которым государство окажет поддержку, однако пока не ясно, как: по линии «Ростехнологий», которым ВР формально подчиняется, непосредственно или под гарантии твердого ГЗ. Возникает вопрос, дойдут ли эти деньги непосредственно до предприятий? Ведь «Ростехнологии» практически не имеют управляющих структур, как и системы распределения финансирования. А наличие твердого ГЗ сейчас совершенно не означает, что такое положение сохранится и в будущем. Кроме того, из-за большого спроса на российские вертолеты в отрасли ощущается дефицит вертолетных двигателей, часть из которых производится на Украине. Возможно, что часть экспортных заказов будет отменена, эти моторы будут реализованы на российском рынке, однако раньше первого квартала следующего года данный вопрос вряд ли прояснится.

Как обычно, ситуацию могут поправить экспортные поставки. Как сообщил глава «Вертолетов России» Андрей Шибитов, «мы имеем 12 заявок на поставку в зарубежные страны Ми-28Н. Мы готовы выполнить любые заказы». Сложно сказать, какие заявки он имеет в виду. Достоверно известно, что на сегодняшний день достигнута договоренность о поставке партии Ми-28Н в Венесуэлу. Но еще в январе этого года директор предприятия «Роствертол» Борис Слюсарь сообщил: «Пока рано говорить о количестве и сроках, но мы рассчитываем, что первые вертолеты будут поставлены в Венесуэлу в 2009 году». Весьма вероятным представляется и алжирский контракт: в этой стране вертолет проходил климатические испытания в условиях пустыни. Кроме того, в этих странах наша машина практически не имеет конкурентов: США и их европейские союзники смотрят на президента Чавеса как на опасного политического маргинала. С Алжиром ситуация сложнее: европейцы не отказываются поставлять оружие тамошнему режиму, но предложить ничего не могут. Ударный Eurocopter EC 655 Tiger на экспорт производится в сравнительно небольших количествах (12 вертолетов для Саудовской Аравии и 22 для Австралии) и к тому же довольно дорог: 38−48 млн долларов за машину. То же относится к итальянскому AgustaWestland A129 Mangusta, цена которого в варианте Т129 для турецкой армии доходит до 63 млн долларов. Производитель едва справляется с выпуском техдокументации для турецких заказчиков и текущей модернизацией машин итальянской армии, которые изначально поступили на вооружение в варианте с урезанным функционалом. Конкурентов из КНР и Южной Африки можно не рассматривать: первые только разворачивают производство ударного CAI WZ-10, а вторые уже лет шесть пытаются довести до ума Denel AH-2 Rooivalk.

В связи с этими обстоятельствами определенные надежды «Роствертол» и «Вертолеты России» возлагают на Турцию, тем более что 23 декабря сразу в нескольких турецких изданиях появилась информация о закупках этой страной 23 Ми-28Н в ожидании появления «Мангусты». Несмотря на то что сообщение было официально опровергнуто в тот же день «Росвооружением», Шибитов не исключает и такую возможность. «Из-за задержек в создании ударного вертолета для Турции со стороны Италии мы рассматриваем вариант о том, что турецкая сторона приобретет наш ударный вертолет», − заявил он в пятницу. Однако такое заявление кажется излишне оптимистичным. Турция – член НАТО, и, скорее всего, если решение о «переходном» вертолете состоится, им с большой вероятностью окажется AH-64 Apache американского или европейского (AgustaWestland) производства. Это могут быть как старые машины модификации АН-64А из запасов армии США, так и взятые в лизинг модернизированные AH-64D Longbow.

Очевидно, что не гарантирован и индийский заказ: там конкуренцию составит тот же «Апач», причем, скорее всего, европейского производства и индийской сборки. Это весьма опасный конкурент: при примерно равных летных данных и отличной авионике этот вертолет давно состоит в крупносерийном производстве, следовательно, цена единицы продукции существенно ниже. Так, один серийный «Апач» обошелся армии США в среднем в 14 млн долларов, а союзникам (Греция, Израиль, Саудовская Аравия) продавался в среднем за 20−23 млн в зависимости от комплектации. Ожидаемая цена Ми-28Н с авионикой по требованию заказчика, как ожидается, будет выше: 24−26 и до 30 млн долларов, к тому же такую машину предстоит еще разработать и испытать. Учитывая тот факт, что Индия в последние годы стремится диверсифицировать поставки вооружений, за индийский контракт предстоит жесткая борьба с неочевидным результатом.

Возможно, конкуренцию «Апачу» и другим зарубежным ударным вертолетам составит Ка-52 «Аллигатор», однако на большие поставки этих машин за рубеж рассчитывать не стоит: это специализированный вертолет для решения особых задач, и спрос на такие машины по определению ограничен. Потенциальных заказчиков пугает необычная аэродинамическая схема машины с соосными несущими винтами. Между тем в индийской печати периодически появляется информация о разработке специального палубного противокорабельного варианта Ка-52. Индия имеет богатый опыт эксплуатации камовских соосных вертолетов семейства Ка-27/28/31 и такой схемы не боится, тем более что особенности конструкции винтов позволяют экономить место на ограниченных по размеру вертолетных площадках кораблей. Но официальных подтверждений этому нет, и не исключено, что Россия так и останется единственной страной, принявшей этот вертолет на вооружение.

..............