Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевВрача вызывали
Пикетчики попросили Онищенко запретить ГМО
В четверг, 31 мая, перед зданием Роспотребнадзора состоялся пикет «ГМО – зона риска», приуроченный к Международному дню защиты детей. Общенациональная ассоциация генетической безопасности (ОАГБ) при поддержке ряда общественных организаций повторила свое требование ввести мораторий на использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в России.
По словам президента ОАГБ Александра Баранова, данная акция – продолжение усилий ассоциации, которые предпринимались раньше, но не нашли отклика в Роспотребнадзоре.
Если чиновники по какой-то причине не хотят прислушиваться к доводам о безопасности населения, мы вынуждены привлекать внимание общественности
За последние годы в России были официально разрешены 16 линий продовольственного сырья, содержащего ГМО, причем некоторые из них признаны европейскими учеными опасными для живых организмов.
Об этом Баранов говорил еще в апреле, озвучивая открытое письмо в адрес Онищенко в Государственной думе перед участниками круглого стола «О совершенствовании законодательства по вопросам здорового питания населения Российской Федерации». В этом письме ОАГБ предложила главному санитарному врачу ввести в России мораторий на использование ГМ-ингредиентов в продуктах. Однако ни ссылки на тревожные данные ученых, ни озабоченность Европейского сообщества опасностями ГМ-продуктов для здоровья не подействовали на Роспотребнадзор.
«Мы так и не получили никакой реакции от Онищенко и его подчиненных. Если чиновники по какой-то причине не хотят прислушиваться к доводам о безопасности населения, мы вынуждены привлекать внимание общественности вот таким «уличным» способом», – говорит Баранов. Вместе с ним на пикет «ГМО – зона риска» к зданию Роспотребнадзора пришли его трое маленьких внуков. Они встали в один ряд с пикетчиками, среди лозунгов которых был и такой: «Доктор Онищенко! Защитите детей России!»
«Наша акция приурочена к Международному дню защиты детей, – объяснила директор ОАГБ Елена Шаройкина. – Мы просим Геннадия Онищенко защитить миллионы российских детей, вывести их из зоны ГМ-риска».
Активисты ОАГБ, требующие приостановить использование ГМО в России, пока их безопасность для человека не будет доказана, ссылаются на западный опыт. Вот свежий пример: в марте этого года группа французских ученых выявила, что ГМ-кукуруза MON 863 (производитель – компания «Монсанто», США), которую в 2006 году в ЕС одобрили как безопасную, «токсична для печени и почек млекопитающих». Специальная комиссия по безопасности продуктов питания ЕС отреагировала незамедлительно и запустила процесс проверки тревожных фактов.
- Александр Баранов: «Нам не оставили выбора»
- Обвиняются ГМО
- Мораторий на неизвестность
- В сгущенном молоке ищут конкурентов
- Обнародован список опасных продуктов
В России эта же ГМ-линия разрешена к применению с 2003 года. Но в Роспотребнадзоре новость от французских ученых почему-то не вызвала желания оградить россиян от опасного продукта. «Почему наши чиновники, в отличие от европейских коллег, смотрят на подобные вещи сквозь пальцы? – недоумевает Баранов. – Может быть, у нас человеческая жизнь и здоровье ценятся ниже, чем в Европе?»
Специалисты отмечают одну любопытную подробность. Ни одна из 16 ГМ-линий, разрешенных в России, не проходила полноценной проверки на безопасность, хотя соответствующие методические указания, подписанные самим господином Онищенко, предписывают это. Получается, что подчиненные главного санитарного врача игнорируют его собственные инструкции в угоду западным производителям продуктов, несмотря на то что они могут быть опасными для человека.
Феномен продукции, содержащей ГМО, по словам Александра Баранова, заключается в том, что сами ГМ-продукты не приносят выгоды никому, кроме производителей ряда химикатов. Например, поле с кукурузой обрабатывается химикатами, уничтожающими сорняки. Для выживания под воздействием химикатов создана ГМ-кукуруза, чья урожайность выше среднего лишь в первые два года. После этого урожайность кукурузы падает и становится прежней, американский фермер не получает дополнительной прибыли. Но вернуться к выращиванию обычной, нормальной кукурузы он уже не может, так как земля, обработанная химикатами, «заточенными» под ГМ-растения, непригодна для этого последующие несколько лет. Таким образом, создается замкнутый круг: американский фермер не может «соскочить» с выращивания ГМ-кукурузы и потому не может отказаться от покупки соответствующих химикатов.
Возможно, чиновники из Роспотребнадзора не пытались анализировать эту ситуацию. В результате получается, что де-факто они отстаивают (возможно, не осознавая этого) интересы даже не западных сельхозпроизводителей, но – химических концернов. «Интересы населения России остаются где-то в стороне», – констатирует Баранов.
Директор АОГБ Елена Шаройкина заявила газете ВЗГЛЯД, что ассоциация намерена привлекать внимание общественности к данной проблеме, поскольку иного пути, кроме публичного демократического, нет.