Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

14 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

77 комментариев
21 марта 2007, 19:35 • Общество

Трудный возраст

Самые несчастливые годы начинаются с 40 лет

Трудный возраст
@ Getty Images

Tекст: Анна Соколова

Самые несчастливые годы люди переживают в середине жизни. К такому выводу пришли американские и европейские социологи. Молодежь и люди старшего возраста, напротив, говорят о своей удовлетворенности жизнью. Ученые связывают это с тем, что молодые люди обычно счастливы своими надеждами, а пожилые – просто фактом своего существования. Кроме того, удачливые люди, как правило, живут дольше.

Как пишет швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung am Sonntag, Дэвид Бланчфлауэр из Дартмутского колледжа (США) и Эндрю Освальд из Уорикского университета в Англии опросили примерно 500 тыс. случайно отобранных людей. Они спрашивали у них, чувствуют ли они себя «очень удачливыми», «довольно удачливыми» или «не слишком удачливыми».

Американские мужчины достигают пика недовольства к 49 годам, американки – к 45. Европейские мужчины несчастливее всего в 44 года, а жительницы Европы – в 42

В это же время европейские социологи узнали у жителей Греции, Италии, Ирландии и Англии, довольны ли они жизнью в целом. Можно было ответить: «очень довольны», «скорее довольны», «не очень довольны» или «нисколько не удовлетворены».

График результатов обоих исследований походил на букву U. То есть от довольства жизнью в 20 лет люди переходили к неудовлетворенности ею в среднем возрасте и снова становились счастливыми в старости.

Еще недавно армия социологов настаивала на том, что для счастья важны даже не деньги, слава или привлекательный сексуальный партнер, а просто средний достаток, несколько хороших друзей и некоторые особенности характера, в частности экстраверсия, любопытство и оптимизм. Однако тогда ученые совсем не учитывали возрастной фактор.

Дэвид Бланчфлауэр и Эндрю Освальд решили сконцентрироваться именно на отношениях возраста и удачи.

По данным их исследования, жители западных стран бывают наименее довольны жизнью на пятом десятке. Так, американские мужчины достигают пика недовольства в среднем к 49 с половиной годам, американки – к 45,1. Европейские мужчины несчастливее всего в 44,1 года, а жительницы Европы – ровно в 42. Такой грустный результат имеет, однако, и положительную сторону: после прохождения этой критической точки жизнь становится все лучше.

Исследователи признались, что точно не могут сказать, почему это происходит. Вероятно, в юности человек живет надеждами, а пожилые люди умеют радоваться просто факту своего существования. Сорокалетних не может осчастливить ни то, ни другое.

«Ветеран» исследований удачи Руут Венховен подтверждает факт, что наиболее счастливыми люди себя чувствуют в юности и старости, но отмечает, что кризис средних лет не приходит так резко. По его словам, в 40 лет люди страдают от недостатка свободы, на них давит карьера, дети, необходимость выплачивать кредиты.

Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте ученый связывает с тем, что удачливые люди в принципе живут дольше. В исследовании Венховена говорится о том, что удача продлевает жизнь здоровым людям. Правда, от болезни она защитить не сможет.

А людям, переживающим кризис середины жизни, исследователи предлагают надеяться на то, что дальше они будут жить все лучше и лучше.

..............