Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
21 марта 2007, 19:35 • Общество

Трудный возраст

Самые несчастливые годы начинаются с 40 лет

Трудный возраст
@ Getty Images

Tекст: Анна Соколова

Самые несчастливые годы люди переживают в середине жизни. К такому выводу пришли американские и европейские социологи. Молодежь и люди старшего возраста, напротив, говорят о своей удовлетворенности жизнью. Ученые связывают это с тем, что молодые люди обычно счастливы своими надеждами, а пожилые – просто фактом своего существования. Кроме того, удачливые люди, как правило, живут дольше.

Как пишет швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung am Sonntag, Дэвид Бланчфлауэр из Дартмутского колледжа (США) и Эндрю Освальд из Уорикского университета в Англии опросили примерно 500 тыс. случайно отобранных людей. Они спрашивали у них, чувствуют ли они себя «очень удачливыми», «довольно удачливыми» или «не слишком удачливыми».

Американские мужчины достигают пика недовольства к 49 годам, американки – к 45. Европейские мужчины несчастливее всего в 44 года, а жительницы Европы – в 42

В это же время европейские социологи узнали у жителей Греции, Италии, Ирландии и Англии, довольны ли они жизнью в целом. Можно было ответить: «очень довольны», «скорее довольны», «не очень довольны» или «нисколько не удовлетворены».

График результатов обоих исследований походил на букву U. То есть от довольства жизнью в 20 лет люди переходили к неудовлетворенности ею в среднем возрасте и снова становились счастливыми в старости.

Еще недавно армия социологов настаивала на том, что для счастья важны даже не деньги, слава или привлекательный сексуальный партнер, а просто средний достаток, несколько хороших друзей и некоторые особенности характера, в частности экстраверсия, любопытство и оптимизм. Однако тогда ученые совсем не учитывали возрастной фактор.

Дэвид Бланчфлауэр и Эндрю Освальд решили сконцентрироваться именно на отношениях возраста и удачи.

По данным их исследования, жители западных стран бывают наименее довольны жизнью на пятом десятке. Так, американские мужчины достигают пика недовольства в среднем к 49 с половиной годам, американки – к 45,1. Европейские мужчины несчастливее всего в 44,1 года, а жительницы Европы – ровно в 42. Такой грустный результат имеет, однако, и положительную сторону: после прохождения этой критической точки жизнь становится все лучше.

Исследователи признались, что точно не могут сказать, почему это происходит. Вероятно, в юности человек живет надеждами, а пожилые люди умеют радоваться просто факту своего существования. Сорокалетних не может осчастливить ни то, ни другое.

«Ветеран» исследований удачи Руут Венховен подтверждает факт, что наиболее счастливыми люди себя чувствуют в юности и старости, но отмечает, что кризис средних лет не приходит так резко. По его словам, в 40 лет люди страдают от недостатка свободы, на них давит карьера, дети, необходимость выплачивать кредиты.

Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте ученый связывает с тем, что удачливые люди в принципе живут дольше. В исследовании Венховена говорится о том, что удача продлевает жизнь здоровым людям. Правда, от болезни она защитить не сможет.

А людям, переживающим кризис середины жизни, исследователи предлагают надеяться на то, что дальше они будут жить все лучше и лучше.