Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

8 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
24 ноября 2005, 20:39 • Общество

Обучение на экспорт

Российское образование хотят сделать экспортным

Обучение на экспорт
@ msu.ru

Tекст: Екатерина Сапогова

Еще в сентябре президент России Владимир Путин огласил несколько национальных проектов образования, общей целью которых является повышение уровня отечественного образования. Вчера на встрече представителей российских структур образования и бизнеса стало ясно только то, что работа ведется, цели видны, а что и как будет выглядеть в конечном варианте – до сих пор никому непонятно.

Впрочем, по их словам, «ситуация находится в стадии обсуждения» и такая затяжная выработка стратегии обусловлена важностью предстоящего решения.

Кто будет определять лучших

Многие отмечали, что в первую очередь необходимо сделать образование экспортным

Представителям Департамента образования, крупным бизнесменам и «представителям общественности» предстоит решить, какие вузы в России заслужили почетное право называться лучшими – впрочем, выступающие предпочитали слово «инновационными». При этом каждый докладчик упоминал, что такое понятие к вузу применимо с некоторой натяжкой, и рассказывал, что именно он под этим понимает, – в этом и состояло обсуждение. Тем не менее, как все-таки будет в самом ближайшем будущем определяться элита российских университетов, присутствующие внятно объяснить не смогли.

Первым взял слово советник министра образования и науки Андрей Волков. Он подчеркнул, что лучшие вузы будут выявляться не просто для номинальной строчки в рейтинге: между лучшими из лучших будут распределены специально выделенные деньги. Сумма немалая – в 2006 году в номинации лучших запланировано 20 российских вузов и на них выделено 6,5 млрд. рублей. В 2007 году сумма вырастет более чем вдвое: 15 миллиардов будут поделены на 30 или 40 учебных заведений, в зависимости от окончательного решения. Осталось только выяснить – по каким же критериям будут выявлять победителей?

Что касается общественности, на пресс-конференции ее олицетворял режиссер Сергей Мирошниченко(фото: vgik-fdpo.ru)
Что касается общественности, на пресс-конференции ее олицетворял режиссер Сергей Мирошниченко(фото: vgik-fdpo.ru)

Вот в этом и заключается некоторый сбой – четких критериев до сих пор нет. С начала сентября прошло три месяца, за это время чиновники успели повесить на сайт Министерства образования свои приблизительные выкладки о том, как именно лучше оценивать учебное учреждение. И посетители сайта, и представители прессы среагировали оперативно и обрушили на авторов мощную волну критики.

С одной стороны, замечания были вполне обоснованны и в первую очередь касались малого количества вузов, которые могут претендовать на высокое звание, с другой – невозможно себе представить ситуацию, когда критики нет вовсе.

Авторы опубликованных идей поспешили заявить, что это были только прикидки, что проблему эту нельзя решать в рамках одного министерства. И поэтому к работе над проектом привлечены и ректоры университетов, и представители российского бизнеса и общественности.

Что касается общественности, на пресс-конференции ее олицетворял режиссер Сергей Мирошниченко, который как действующий педагог ВГИКа заметил, что вузам большие деньги пригодились бы, чтобы приглашать читать лекции таких людей, как Андрон Кончаловский. «Их время очень дорого стоит, а на таких преподавателей студенты валом бы валили», – отметил он. На этом общественность свое выступление закончила.

Образование на экспорт

Санкт-Петербургский Государственный Горный Институт им. Г. В. Плеханова (фото: spbtur.ru)
Санкт-Петербургский Государственный Горный Институт им. Г. В. Плеханова (фото: spbtur.ru)

Впрочем, даже при проведении пресс-конференции было видно, кто руководит разговором, а кто при нем заинтересованно присутствует. Ведущим стал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования МОН Федор Дударев. Когда журналисты задавали вопросы, он сначала отвечал сам, а после выбирал коллегу из присутствующих, который мог, по его мнению, полно ответить на вопрос.

Коллеги и Дударев рассказали, что список университетов, которые прошли первый этап отбора, появится к концу января, а список победителей окончательно выяснится к началу марта. Процедура отбора будет происходить публично, однако как именно, опять же точно сказано не было.

Возвращаясь к главному – пресловутым критериям оценки, каждый из выступающих предлагал свои идеи, и каждая была по-своему интересна. Например, секретарь рабочей группы РСПП по образованию Михаил Лукьянчук отметил, что уровень подготовки выпускников вуза может быть очень высоким, однако совсем не мешало бы с начала специализации приобщать студентов к реалиям экономики, с которыми им придется работать.

«Много говорится о том, что нужно поднимать отечественную экономику и производство силами отечественных специалистов – может быть, стоит постепенно приучать их работать в качестве практики?» – заметил Лукьянчук.

Многие отмечали, что в первую очередь необходимо сделать образование экспортным, поскольку российские вузы оттягивают на себя не более 2% иностранных студентов. Между тем за последние пять лет количество студентов, мигрирующих в поисках достойного образования по миру, резко возросло – с 300-400 тысяч до 3 миллионов.

Чтобы привлечь эту благодатную с экономической точки зрения аудиторию, необходимо привести российские дипломы в соответствие с дипломами европейских университетов, строить кампусы, обеспечивать безопасность приезжих.

..............