Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

3 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
24 апреля 2015, 20:01 • Политика

«Обама обещал, но соврал своему же народу»

Рубен Сафрастян: Обама обещал, но соврал своему же народу

«Обама обещал, но соврал своему же народу»
@ genocide-museum.am

Tекст: Юрий Зайнашев

«Соединенные Штаты, которые претендуют на роль мирового лидера в борьбе за права человека, показывают, что это просто слова», – заявил газете ВЗГЛЯД профессор Рубен Сафрастян, комментируя столетие начала геноцида армян в Османской империи и речь президента США Барака Обамы по этому поводу.

В пятницу в мировой политике произошла «однодневная война юбилеев». Ереван отмечал скорбный юбилей – столетие начала геноцида армян в Османской империи. А Анкара в тот же день устроила огромные торжества в Дарданеллах, посвященные столетию своей победы в проливе над Антантой в ходе Первой мировой войны.

Обама обещал и соврал своему же народу. Во-вторых, Соединенные Штаты, которые претендуют на роль мирового лидера в борьбе за права человека, показывают, что это просто слова

В итоге мировым лидерам пришлось выбирать, на чье приглашение откликаться. Президент России Владимир Путин выбрал Ереван. Вместе с лидерами ряда европейских стран (Франции, Сербии, Кипра) он принял участие в траурной церемонии в память о жертвах 1915 года. В Турцию приехали лидеры азиатских стран – Азербайджана, Туркмении, Катара, Ирака, а также англосаксы – премьеры Австралии, Новой Зеландии и британский принц Чарльз. Россию представлял председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Отметим, что до сих пор Турция никогда столь пышно не вспоминала битву за Дарданеллы, которая к тому же формально началась еще 18 марта 1915 года. Это дало повод наблюдателям заподозрить Анкару в попытке оттянуть внимание мирового сообщества от болезненной для себя темы геноцида армян.

О том, сколько времени понадобится армянам и туркам для примирения, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян.

ВЗГЛЯД: Рубен Арамович, ровно год назад турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган выразил свои соболезнования армянскому народу. Соболезнования на таком высоком уровне были принесены впервые в истории двух народов, однако вы лично тогда расценили поступок Эрдогана всего лишь как попытку поднять свою популярность среди национальных меньшинств накануне президентских выборов. Изменились ли за этот год какие-то акценты в речах турецких политиков?

Рубен Сафрастян: В правящих кругах Турции серьезных изменений я не вижу. Продолжается политика фальсификации, отрицания геноцида. В последние дни она даже ужесточилась. Зато в кругах интеллигенции укрепляется тенденция на принятие факта геноцида. Конечно, представители этой тенденции весьма малочисленны. Это студенческие группы, некоторые общественные организации в Стамбуле и других крупных городах.

Рубен Сафрастян(Фото:  orient.sci.am)

Рубен Сафрастян (фото: orient.sci.am)

Число людей, которые признают этот факт и в какой-то степени осуждают геноцид, неуклонно растет. По результатам соцопроса, проведенного несколько месяцев назад в Стамбуле, примерно девять процентов не только признали факт геноцида, но и призвали власти его осудить. Это только Стамбул, не провинция. Но и это внушает надежду на решительные сдвиги в сознании турецкого народа, правда, не в ближайшем будущем.

ВЗГЛЯД: Ваши оппоненты признают факт массовых убийств мирного населения, даже выражают соболезнования, но отчасти оправдываются тем, что Антанта, по их версии, действительно пыталась использовать армянскую элиту, офицеров, чтобы готовить восстание в тылу у турецкой армии. И тем самым спровоцировала эту, как они признают, «трагедию»...

Р. С.: Никаких попыток поднять восстание не было. Причем (я говорю это как историк), если бы «Дашнакцутюн» – ведущая армянская партия – приняла бы решение о всеобщем восстании, тогда бы удалось спасти часть народа. Но не было такого. «Дашнакцутюн» действовала по всему миру. В Турции она была представлена в парламенте и даже была союзницей младотурок в борьбе против султана Абдул-Гамида. На своем съезде в августе – сентябре 1914 года партия приняла такое решение: армяне Российской империи должны служить в русской армии и воевать на стороне России, а армяне Османской империи должны служить в османской армии и, соответственно, бороться против врагов этой империи.

Младотурки воспользовались этим решением. Большинство мужчин-армян были призваны в армию, но их отправили не в боевые части, а в инженерно-строительные. Еще в начале 1915 года они были разоружены, а затем попросту расстреляны. Огромное большинство из них. Это и стало первым шагом к началу геноцида. Сопротивление армянского народа было сломлено именно поэтому. Отмечались только отдельные случаи самообороны.

Хотя власти стремились сохранить эти массовые расстрелы в секрете, сведения о них доходили до Стамбула еще задолго до 24 апреля. Они накапливались, например, у патриарха Константинопольского. Он и его окружение поднимали протест. Но что они могли сделать?

Вот трагический пример – судьба Григора Зограба. Известнейший поэт, интеллектуал, член османского парламента и при этом – близкий друг многих видных младотурок. Руководители правительства, которые сами и готовили резню, «по-дружески» предупреждали Зограба и предлагали ему покинуть империю. Но он решил остаться – остаться со своим народом. Представьте себе: он как раз сидел в клубе младотурок, играл с ними в карты, потом пошел домой, тут его и арестовали. И потом зверски убили. Все это факты.

ВЗГЛЯД: Год назад вы требовали от Турции не только признания, не только финансовой компенсации, но еще и «восстановления армянского населения» на территории исторической Западной Армении, то есть в нынешних восточных турецких провинциях. Для многих нейтральных наблюдателей это выглядит чрезмерным требованием. Даже при всем желании его крайне сложно выполнить. Может, вам сузить требования до финансовой компенсации и тем самым приблизить достижение компромисса? 

Р. С.: Анкара не готова ни к каким уступкам в этом вопросе. Единственный путь, который остается, – это судебный.

ВЗГЛЯД: Но Анкара отказалась признавать Международный уголовный суд в Гааге...

Р. С.: Гаагский суд вправе сам рассматривать все вопросы. Пока что серьезной подготовки к такому процессу у нас не было. Должны участвовать не только юристы, но историки, политологи. Когда в судебном порядке будет установлен факт геноцида, тогда уже можно обсуждать варианты компенсации. Это уже надо будет решать армянскому народу в целом и специалистам в частности.

ВЗГЛЯД; Ваши коллеги утверждают, что факт геноцида был доказан в самих же турецких судах в ходе трибуналов над младотурками в Османской империи 1919–1920 годов, правда, тогда страна была отчасти оккупирована войсками Антанты. Вы собираетесь именно эти решения предъявить в Гааге?

Р. С.: Да, в Турции в 1919–1920 годах проводилось более двадцати процессов против организаторов и исполнителей геноцида. Их судили в основном за то, что они незаконным образом втянули Турцию в войну. Но часть обвинений действительно заключалась в массовом убийстве мирных подданных Османской империи. Есть документы, которые доказывают эти обвинения.

Но эти материалы не находятся в широком обращении в Турции. Армянская пресса могла бы, кстати, способствовать распространению этих документов на турецком языке для турецкой аудитории (правда, они составлены на старом, османском, языке). В целом я считаю, что эти процессы сыграли определенную роль, но ими не исчерпывается доказательная база.

Более важны архивные документы, изданные по этому поводу позднее во многих странах мира. То есть этот факт не вызывает сомнений почти нигде, кроме самой Турции. В Турции существует понятие «официальная история», которая была заложена еще при Ататюрке. Впрочем, некоторые турецкие историки уже публикуют документы, которые тоже доказывают факт геноцида.

ВЗГЛЯД: Как восприняли в Ереване речь президента США Барака Обамы, который назвал «резней» события столетней давности, однако уже в седьмой раз, вопреки своим предвыборным обещаниям, избежал при этом употребления термина «геноцид»?

Р. С.: Это у меня вызывает негодование. Во-первых, Обама обещал и соврал своему же народу. Во-вторых, Соединенные Штаты, которые претендуют на роль мирового лидера в борьбе за права человека, показывают, что это просто слова. Они находятся в прямой зависимости от конъюнктурных расчетов, связанных, допустим, с ролью Турции на Ближнем Востоке. Кроме негодования, это вызывает и серьезные сомнения в способности США выполнять ту роль, на которую они претендуют.

ВЗГЛЯД: В какой степени Турции удалось оттянуть на себя внимание мирового сообщества, устроив в тот же самый день церемонию по случаю столетия битвы за Дарданеллы (Чанаккале)?

Р. С.: Я бы не сказал, что им удалось добиться успехов внушительных, даже с их собственной точки зрения. Просто Анкара еще раз показала, что она не только не принимает факт геноцида, не только не осуждает эти злодеяния столетней давности, но и активно пытается противостоять волне признания геноцида, которая поднялась в последнее время, особенно после выступления Папы Римского.

..............