Отец Дмитрий Смирнов наконец сказал то, о чем думают и говорят между собой не только сотни священников, но и тысячи православных людей. О нежелании крестить «захожан». «Неохота быть в положении человека, который строит дом, который при тебе сожгут», – говорит отец Дмитрий.
Чего он пристал? Я же деньги заплатил? Все правильно сделал? Ну и все!
Ситуация давно и хорошо известная. Приносят ребенка в храм (или приходят венчаться) и даже не скрывают своего нежелания понять хоть что-то, хоть как-то приобщиться. Знакомый священник при мне собирался венчать. Он подошел к молодым и не успел открыть рот, как нечто вроде «свидетеля жениха» громко выразило сокровенные желания присутствующих: «Батя, только ты давай побыстрей, а то у нас кабак заказан, там ждать не будут». Священник молча повернулся и ушел из храма под негодующие крики (заплачено же), а полку полупьяных критиков Церкви, недовольных «попами», порядками, мерседесами и «поборами», немедленно прибыло.
«Непонятно, зачем они пришли креститься, какой с них со всех толк?» – недоумевает отец Дмитрий. Это как раз понятно. Общее (не только в России) отношение сегодня к Церкви (да и не только к Церкви, но и ко многим окружающим нас явлениям) – это отношение к ней как к рынку религиозных услуг. А задача любого рынка – удовлетворять потребности, «делать хорошо», но не напрягать и не требовать лишнего. И к Церкви отношение такое же. Поэтому любые попытки что-то объяснить, задержать человека в Церкви и уж тем более, упаси Господь, потребовать что-то потом делать, сразу же наталкиваются даже не на непонимание, а часто на сопротивление. «Чего он пристал? Я же деньги заплатил? Все правильно сделал? Ну и все!» Ведь магазин, продавший человеку колбасу, не требует потом, чтобы покупатель ходил в этот магазин каждый день, работал на складе, принимал товар, участвовал в производственных совещаниях. Так и здесь.
А далее неизбежно возникают претензии. «На «Радио-ФМ» позвонил некий гражданин и рассказал, как «ему сделали несчастье». Он долго искал, кому из охраны сунуть взятку в 10 000 рублей, чтобы просочиться к Поясу Богоматери без очереди. Деньги помогли, таки просочился, но тут его поджидало разочарование – он ничего не ощутил. Ни радости, ни благодати, ничего. И позвонил, околпаченный, возмутиться на радио и активно был поддержан радиоведущим. Вот безобразие – отдать десять тысяч рублей и не обогатиться духовно. Тоже, наверное, Церковь виновата (как минимум).
Кстати, рассмотрим причины, по которым возникают «финансовые претензии», недовольство по поводу «платы за Крещение», хотя, как объяснил отец Дмитрий, это не плата. Они возникают именно от того, что человек не хочет креститься, но крестится (или крестит), не хочет идти в храм, но идет. Благодати он не ощущает, перемен тоже, начинать другую жизнь не собирается. А вот потеря денег несомненна и очевидна, и ему становится жалко, жалко и досадно, как любому человеку, которого обманули или принудили. Иными словами, дело не в Церкви, не в священниках, а в тех, кто совершает какие-то действия, идет в Церковь, крестится, не приходя в сознание, а потом ищет виноватых.
Так что прав отец Дмитрий. И надо почаще говорить об этом. А если кому-то это не нравится – может, попробовать что-то изменить? Тем, кому не нравится, а не отцу Дмитрию.
Источник: Блог Бориса Якеменко