Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевНовые партии не заинтересовали избирателей
До выборов в Госдуму осталось всего десять дней, но предвыборная кампания на федеральном уровне не слишком заметна. Хотя нынешние выборы, несомненно, более открытые, четыре парламентские партии не получили сильных конкурентов.
18 сентября избиратели проголосуют за кандидатов в Госдуму – впервые с 2003 года парламент избирается не только по партийным спискам, но и по территориальным округам. Половина – 225 депутатов – будет избрана в одномандатных округах, и столько же мест поделят между собой 14 партий. Хотя уже сейчас понятно, что из участвующих в выборах партий представлены в Думе будут максимум 8–9, это если считать представленными не тех, кто сможет образовать фракцию, а тех, кто проведет хотя бы одного депутата.
Вялая борьба по партспискам компенсируется бурной и конкурентной кампанией в округах и еще в большей степени борьбой за места в региональных заксобраниях
Фракций же точно будет четыре – и это снова окажутся те же самые четыре парламентские фракции, что были представлены в двух последних Думах, 2007 и 2011 годов: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Первые три из этих партий были и в Думе 2003 года избрания – тогда компанию им составляла «Родина», которая сейчас снова пытается попасть в парламент. Но ее шансы на возвращение на Охотный ряд не слишком велики – в партии уже нет тех знаковых фигур, которые олицетворяли ее в 2003-м – Рогозина, Глазьева, Нарочницкой. Все они так или иначе работают с Путиным, но и нынешняя «Родина» входит в «Народный фронт», так что теоретически могла бы рассчитывать на ощутимую часть патриотически настроенных избирателей, недовольных «Единой Россией», но поддерживающих президента. Но это в теории – а на практике партия не смогла стать заметным явлением этой кампании. Удачное расширение названия «Национальный фронт» не помогло сделать так, чтобы избиратели посчитали «Родину» новым изданием «спецназа президента».
Так что хотя из всех десяти непарламентских партий у «Родины» самые большие шансы попасть в парламент, это говорит только о том, что у остальных дела обстоят еще хуже. Скорее всего, «Родина» наберет от 3 до 4 процентов голосов, если, конечно, в последние дни агитации какими-то чрезвычайно яркими акциями и заявлениями не сумеет привлечь к себе внимание части колеблющихся избирателей и все-таки преодолеть пятипроцентный барьер.
Кроме «Родины» есть еще одна партия, которая уже была в Думе, – это «Яблоко». За плечами Явлинского три Думы – 1993, 1995 и 1999 годов. В 2003-м партия недобрала до 5 процентов всего 0,7, но сейчас им будет еще сложнее, чем «Родине». «Яблоко» пытается представить себя единственной либеральной альтернативой власти – но ее подпирает откровенно антипутинский ПАРНАС, который провел одну из самых запоминающихся кампаний на этих выборах.
ПАРНАС, созданный «болотными либералами», выставил в первой тройке кроме бывшего премьера Касьянова еще и саратовского «националиста» популиста Мальцева и московского «западника» профессора Зубова – то есть попытался уйти от образа партии «пятой колонны» за счет привлечения антипутинистов с самых разных флангов. Вся кампания построена на «Путин должен уйти», и хотя рейтинги ПАРНАСа не дотягивают и до 1 процента, он вполне может получить и 2, а то и 3 процента голосов, если сумеет мобилизовать тех, кто видит в Путине корень всех бед.
- Памфилова: ЦИК нивелировал возможные нарушения в предвыборной кампании
- Путин призвал «Единую Россию» не бояться говорить правду о реальной ситуации
- Генпрокуратура организовала ежедневный прием жалоб о нарушениях на выборах
- Доклад: Непарламентские партии на выборах в Думу поделят лишь 20% голосов
Что ударит в первую очередь по «Яблоку» – многие поклонники профессора Зубова проголосовали бы за Явлинского. При этом «Яблоко», скорее всего, покажет неплохой для себя результат – в худшем случае 2, а в лучшем – даже выше 4 процентов. Попасть в Думу партия не сможет – но госфинансирование себе обеспечит.
Еще одна партия, имеющая частично пересекающийся с «Яблоком» электорат, – «Партия роста». Задумка Бориса Титова была неплоха, но собрать либеральный электорат вместе с предпринимателями не получилось. Пропутински настроенных избирателей не устраивает Хакамада, а либеральных – то, что партия за Путина. Несмотря на наличие нескольких ярких имен (например, Оксаны Дмитриевой в Питере), большим успехом для «Партии роста» станет преодоление 3-процентного барьера, что, впрочем, представляется маловероятным.
Есть еще две партии, которые могут рассчитывать по итогам выборов не на фракцию, но на государственное финансирование в следующие пять лет. Это Российская партия пенсионеров «За справедливость» и «Коммунисты России». За «пенсионеров» неплохие данные опросов (в районе 2 процентов) и третье место в избирательном бюллетене, сразу перед «Единой Россией». Фактор удачного расположения в начале бюллетеня играет и на отколовшихся от Зюганова «Коммунистов России» – они идут под номером два. К тому же КР участвовали в нескольких региональных выборах и показали на них неплохой результат.
В идеальном для себя случае «пенсионеры» могут получить до 4 процентов голосов, «Коммунисты России» – до 2–3 (если к ним переметнется заметная часть электората КПРФ). Но шансов попасть в парламент у них нет.
Остальные четыре партии получат меньше 1 процента голосов – это «Патриоты России», «Зеленые», «Гражданская платформа» и «Гражданская сила». При этом «Патриоты» имеют несколько фракций в региональных парламентах и на этих выборах проведут своих депутатов в местные заксобрания.
В лучшем для малых партий случае за них проголосует до четверти избирателей – это если в этот раз люди вдруг решат «дать дорогу молодым». Теоретически может возникнуть ситуация, при которой четыре партии получают вместе 2 процента, еще четыре – от 2 до 4, а две непарламентские партии проходят в парламент – вот и 25 процентов. Это, конечно, стало бы как четким указанием на разочарование ощутимой части избирателей в «старых партиях» (и их лидерах), так и признаком стремления к большему разнообразию партийного меню.
Но нынешняя кампания не дает предпосылок для осуществления такого сценария, хотя понятно, что количество проголосовавших за непарламентские партии будет существенно выше, чем на предыдущих выборах, в том числе и потому, что вдвое увеличилось количество участвующих в выборах партий. Если в 2011-м за не прошедшие в Думу партии проголосовало всего 5 процентов, а в 2007-м – 8, то сейчас представляется вполне вероятным, что десять не прошедших в Думу партий наберут в сумме от 15 до 20 процентов голосов.
Все остальное поделят четыре думских старожила, впрочем, и голоса, отданные за оставшиеся за бортом партии, лишь увеличат количество мандатов, которые получит «большая четверка». И если в начале выборной кампании существовала большая вероятность того, что «Единая Россия» потеряет большинство в Думе (сейчас у нее 238 из 450 мест), то сейчас уже можно сказать, что при любом исходе у этой партии будет парламентское большинство. Причина в одномандатниках – сейчас, по разным оценкам, ЕР сможет провести по округам от 150 до 180 кандидатов (это не обязательно члены партии – много будет членов «Народного фронта» и беспартийных).
То есть до большинства «Единой России» останется добрать порядка 60–70 мест. А это треть того, что будет распределяться между партиями – и для того, чтобы получить такое количество мандатов, партии нужно набрать даже не 33, а хотя бы 25 процентов по партийным спискам (остальное покроет премия, которую получают все парламентские партии за счет перераспределения мест, оставшихся от не дотянувших до 5% барьера партий). Понятно, что «Единая Россия» получит существенно больше 25 процентов.
Сколько именно? Это зависит в том числе и от явки – она ожидается едва ли не рекордно низкой, чуть выше 50 процентов – и от чистоты выборов. В этот раз Кремль действительно строго следит за тем, чтобы регионы не использовали административный ресурс – но понятно, что есть и чисто национальные особенности в ряде республик. Скорее всего, ЕР наберет в районе 40 процентов голосов, то есть половину от того, что получат все парламентские партии. Возможность проседания ЕР до 35 процентов сейчас представляется уже маловероятной.
Вторыми будут коммунисты – в районе 18–20 процентов. Хотя опросы пока сулят им меньше, коммунисты, скорее всего, сумеют отмобилизовать свой «ядерный» электорат. Кроме того, на руку им играет и растущий в обществе запрос на социальную справедливость.
Третьей придет ЛДПР с 12–15, хотя ее рейтинг и растет в последнее время. Результат «Справедливой России» будет колебаться около 10 процентов.
Вялая борьба по партспискам компенсируется бурной и конкурентной кампанией в округах и еще в большей степени борьбой за места в региональных законодательных собраниях, выборы в которые 18 сентября пройдут почти в половине субъектов Федерации. Именно выборы в регионах и есть главные выборы единого дня голосования.
В новой Думе у Владимира Путина будет не просто устойчивое конституционное большинство – там продолжится процесс формирования нового надпартийного путинского большинства. Партии ведь приходят и уходят – а национальные интересы и Россия вечны.