Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
19 декабря 2014, 14:49 • Политика

Хельсинкская система может не дожить до своего сорокалетия

Хельсинкская система может не дожить до своего сорокалетия
@ DAVID BORRAT/EPA/ТАСС

Tекст: Антон Крылов

Европа готовится встретить юбилей подписания хельсинкских соглашений, которые когда-то были символом нерушимости итогов Второй мировой. Спустя десятилетия американские аналитики признали – именно США первыми начали перекраивать послевоенные границы. Сепаратизм в Европе становится серьезным вызовом. Требуется установить новые правила игры, поводом для чего может стать продолжающийся распад Украины.

Хельсинкский заключительный акт был подписан на Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года и на протяжении более 15 лет обеспечивал мир и спокойствие в разделенной на два лагеря части света.

Только глядя со стороны кажется, что в Европе все тихо и спокойно

Мало кто знает, о чем конкретно говорится в Хельсинкском акте, зато про него очень любят вспоминать в связи с «нерушимостью границ» или «территориальной целостностью». Как и любой международный декларативный документ, он может быть использован в полном соответствии с русской поговоркой «закон что дышло». Потому что, если подходить к Хельсинкским соглашениям формально, то впервые они были нарушены еще в 1990 году во время объединения Германии, разбиты в 1991 году, во время распада Советского Союза, и окончательно уничтожены во время кровавой ликвидации Югославии.

Хельсинкский акт в настоящее время не «гарантия мира в Европе», а обыкновенный анахронизм, вроде английских законов об обязательном ношении меча на экзамене.

И чем быстрее это мнение станет консенсусным, тем быстрее может начаться выработка нового документа, соответствующего реалиям второго десятилетия двадцать первого века.

Это ерунда

«Американцы знают, что это (обвинение России в том, что она первая начала перекраивать границы послевоенной Европы) – ерунда. Первым примером изменения границ силой была Югославия. И Косово стало только кульминацией этого процесса. И США напрямую замешаны в этих событиях», – признает глава американского аналитического центра Stratfor Джордж Фридман.

«Главный вопрос сейчас, как и с кем пересматривать положения акта. Еще 12 месяцев назад никто не мог предсказать ситуацию, которая сложилась сейчас. Очевидно, что после событий на Украине, последовавших за этим шагов Запада в отношении России трудно всерьез говорить о европейской безопасности, которая гарантировалась соглашением, подписанным в Хельсинки сорок лет назад. Разговоры год назад шли о предстоящем 70-летии окончания Второй мировой войны, создания ООН и 40-летии Хельсинкского совещания. В России сегодня многим очевидно, что каноны европейской безопасности, принятые тогда, пора пересматривать, они не работают. К сожалению, остальные страны пока не готовы сделать такой шаг», – констатирует член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Василий Лихачев.

На самом деле, исчерпанность и неработоспособность Хельсинкского акта очевидны не только России и США. В Европе это также хорошо понимают. Просто придерживаются принципа «не буди лихо, пока оно тихо». Ведь это только глядя со стороны кажется, что в Европе все тихо и спокойно. На самом деле претензии как были, так и есть у всех ко всем – территориальные, экономические, культурные, исторические.

Еврочиновники, подобно российскому Центробанку, предпочитают реактивные, а не проактивные действия, реагируя на происходящее, а не создавая сценарии развития.

Но это опасно в первую очередь для самой Европы.

Парад суверенитетов

Ситуация в Европе меняется достаточно непредсказуемо. В том же интервью «Коммерсанту» глава Stratfor Фридман говорит, что не считает «украинскую ситуацию (когда одна часть страны стремится к сближению с ЕС, а другая тяготеет к России) чем-то совершенно уникальным. Украинская ситуация вписывается в центробежные тенденции, которые мы уже некоторое время наблюдаем в Европе.

Ведь еще недавно никто не думал, что британско-шотландский вопрос, вроде бы урегулированный 300 лет назад, вновь возникнет со всей остротой. Иными словами: украинский кризис связан с Россией, но не только. Он также связан с процессами в Европе, с кризисом самой Европы».

#{interviewpolit}Действительно, Британии удалось при напряжении всех финансовых и пропагандистских ресурсов удержать Шотландию в рамках единой страны, но никто не берется прогнозировать, надолго ли это. Испания применяет все меры, кроме военных, для ограничения суверенитета Каталонии – и похоже, что ее силы на исходе. Да и столица Евросоюза Брюссель расположена в Бельгии, где центробежные тенденции временно притормозились, но процесс распада страны может быть запущен в любой момент из-за незначительного, на посторонний взгляд, ухудшения экономической ситуации.

И опять-таки было бы большой ошибкой думать, что еврочиновники на слово верят украинским лидерам, твердящим о российской интервенции в Донбассе. Они, как и Фридман, все прекрасно понимают, просто сейчас им, как и, кстати, нам, выгоднее говорить о территориальной целостности Украины как о главной европейской ценности.

Но реальность украинских событий совершенно не зависит от того, что думают в Брюсселе, Москве, а уж тем более в Киеве.

Становящийся все более неизбежным распад Украины может стать тем самым поводом, которого не хватает и Евросоюзу, и России для того, чтобы снова сесть за стол переговоров и обговорить новые правила игры.

Точки соприкосновения

И снова вернемся к интервью Фридмана. По словам американца, главная цель его страны – «не дать никакой державе сосредоточить в своих руках слишком много власти в Европе. Сначала США стремились не дать Германии доминировать в Европе, потом препятствовали укреплению влияния СССР... сейчас они занимаются блокированием целого ряда потенциальных региональных гегемонов».

Именно поэтому, кстати, США поддерживают Польшу и страны Прибалтики – они создают альтернативу «старым» членам ЕС, с их несопоставимо более мощными экономиками и претензией на региональную гегемонию.

Избавление от чрезмерного влияния США в Европе является общим интересом всех европейских держав (за исключением разве что тех же Польши и Прибалтики, да и тем это выгодно лишь тактически, а не стратегически). Но, как отмечает Фридман, европейские армии слишком слабы, чтобы в случае прямого военного конфликта противостоять России.

Получается классическая схема змеи и черепахи – Россия вынуждена вооружаться из-за приближения американского оружия к своим границам, а Европа вынуждена призывать американцев из страха перед Россией.

Поэтому первым и базовым пунктом нового европейского порядка должно стать восстановление доверия. Разрушенного, отметим, не Россией, а действиями НАТО в Югославии. Тотальный запрет на использование вооруженных сил в странах Европы не должен иметь никаких исключений, как бы «демократическому сообществу» ни хотелось донести свои ценности до очередного «диктатора».

И только восстановив доверие (что будет крайне непросто), можно будет переходить ко второму пункту – избавлению от американской гегемонии. Планета – большая, и США всегда найдут, где бы еще позащищать свои необъятные интересы. А старушка Европа – она как-нибудь разберется сама. Отказ от привлечения третьих сторон для решения внутриевропейских проблем должен также не иметь никаких исключений.

Наконец, третий краеугольный камень новой безопасности – отказ от поддержки антиконституционной деятельности в иностранных государствах, как бы ни грела нам душу святая борьба Шотландии и Каталонии за независимость и как бы ни желали где-нибудь в Европе торговать нефтью напрямую с независимой Югрой.

Каждое государство в меру разумения само разбирается со своими сепаратистами, без иностранной помощи или противодействия. Внутренняя политика потому и называется внутренней, что не касается никого снаружи – и снова не должно быть абсолютно никаких исключений.

Доверие. Отказ от привлечения сторонних сил. Невмешательство во внутренние дела. Вот три кита, на которых может быть построена новая европейская безопасность. И самое главное – отсутствие каких-либо «уникальных ситуаций», которые и вызвали превращение Хельсинкского акта в анахронизм.