25 мая, среда  |  Последнее обновление — 19:47  |  vz.ru

Главная тема


Возвращение Савченко на Украину взорвет Киев

стратегическая инфраструктура


Украинская железная дорога угрожает полной остановкой перевозок

«разногласия очевидны»


Появились утечки о возможной отмене антироссийских санкций

европейские союзники


Еще один итальянский регион готовится признать Крым российским

«не выдерживает нагрузок»


Киев заявил о проблемах на украинских АЭС из-за отключения Крыма

трансляция погони в интернете


Сын замглавы ЛУКОЙЛа на Gelandewagen устроил в Москве гонку с шестью экипажами полиции

«В Киеве есть свои герои»


Спикер Рады напомнил об «отвоевавшем Крым украинском Наполеоне»

субсидирование экономики


ЕК призвала Украину забыть о «дешевой энергии» за счет России

социальная поддержка


Разница между крымским и украинским пенсионером разительна

выборы в сша


Дмитрий Дробницкий: Чего нам ждать от Хиллари Клинтон

Вопрос дня


Как повлияет освобождение Савченко на политический хаос на Украине?

«Низкий моральный облик»

Фонд Костина призывает российские НКО социально переориентироваться

28 марта 2013, 22:15

Текст: Мадина Шавлохова

Версия для печати

Фонд развития гражданского общества подготовил доклад о состоянии НКО в России. Выводы экспертов фонда сводятся к тому, что отечественные общественники больше ориентированы на сектор гражданского и экспертного контроля и очень мало – на социальную сферу. Для переориентации НКО авторы предлагают доверить им часть властных функций.

В распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказался доклад Фонда развития гражданского общества «Третий сектор» в России: Текущее состояние и возможные модели развития». В докладе, который занимает более ста страниц и поделен на семь глав, подробно описывается роль НКО и их влияние на гражданское общество. Напомним, что фонд был создан летом прошлого года, а руководит им бывший высокопоставленный кремлевский чиновник Константин Костин.

Как напоминают авторы доклада, «третий сектор», в отличие от «второго» (коммерческого), это катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и государством. Эффективная работа «сектора» способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, гражданской солидарности, формированию активной жизненной позиции, развитию самоорганизации и самоуправления.

Своей задачей авторы доклада называют выявление необходимых ресурсов для развития «третьего сектора» законодательных, политических, организационных и финансовых.

Доклад открывает свежая статистика: «По данным на 14.03.2013 г., в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» на сайте Министерства юстиции РФ  числятся 405 720 НКО. В этот перечень входят как организации, имеющие статус «исключенных» (184 647), так и статус «зарегистрированных» (221 073)».

Из 221 073 зарегистрированных НКО к «третьему сектору» авторы доклада относят 192 956 организаций. «Количество людей, занятых в «третьем секторе», составляет 1,1% экономически активного населения или более 828 тыс. человек. В то же время уровень государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от развитых стран», признают эксперты фонда Костина.

«Невозможно без активной поддержки государства»

Авторы доклада обсудили и систематизировали существующую систему мер по финансированию «третьего сектора», а также обобщили не только российский, но и зарубежный опыт взаимодействия «третьего сектора» с властями.

Как отмечают авторы, в современных демократиях политическая элита придает большое значение поддержке «третьего сектора», волонтерского и добровольческого движения, а специалисты, занятые в некоммерческом секторе и участвующие в волонтерской деятельности, пользуются особым уважением.

«В некоторых странах это закреплено на законодательном уровне, приводят примеры эксперты. Так, Конгресс США в марте 2009 года принял «Акт о служении Америке» (ServeAmericaAct). В нем отмечается, что работа в третьем секторе играет важную роль на протяжении всей истории США, а участие американцев в таких формах общественной активности, как благотворительность и социальная опека, является «жемчужиной национальной традиции страны».

Как напоминают авторы доклада, первая леди Соединенных Штатов Америки Мишель Обама является исполнительным директором программы Public Allies Chiсago, в рамках которой проходит подготовка сотен руководителей для некоммерческих организаций, а канцлер ФРГ Ангела Меркель является волонтером движения «Белое кольцо» (Weisser Ring), которое оказывает помощь пострадавшим от криминала.

«В Великобритании члены королевской семьи работают в ряде социально ориентированных НКО и курируют некоторые из них. Например, принц Уильям патронирует около двух десятков общественных организаций», пишут авторы доклада.

По мнению авторов доклада, российские некоммерческие организации (НКО) развиваются со значительным перекосом в сторону общественного контроля и экспертизы в отличие от западных стран, где они гораздо больше ориентированы на социальные услуги гражданам. Для сравнения: доля социально-ориентированных НКО от общего числа НКО в развитых странах составляет 6070%, в России всего 13,5%. Переориентация НКО приведет к изменению отношения граждан к людям, занятым в «третьем секторе».

Шесть шагов для «третьего сектора»

Авторы доклада предлагают для обеспечения устойчивого развития «третьего сектора» в России следующий набор первоочередных мер.

Во-первых, выработать единую государственную концепцию формирования и поддержки «третьего сектора» в России. Она должна не только стимулировать развитие сектора, но и делегировать в итоге НКО часть властных функций по социальным услугам населению.  Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации «третьего сектора»: должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные услуги населению.

Во-вторых, создать единую информационную площадку о деятельности «третьего сектора». Предусмотреть появление в ее рамках единой базы данных по грантовым и иным программам, реализуемым за счет средств государства.

В-третьих, обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию. Механизм господдержки должен быть простым, открытым, равнодоступным.

В-четвертых, установить механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально-ориентированным НКО.

В-пятых, ввести налоговые льготы для организаций «третьего сектора», которые оказывают социальные услуги населению. Наконец, в-шестых, предоставлять средства господдержки не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность.

Во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России, по мнению авторов, институты традиционных конфессий также могли бы получать государственное финансирование на эти виды деятельности.

Авторы предлагают создать пул некоммерческих организаций операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО) и предусмотреть, что эти же АНО-операторы должны выступать в качестве партнеров федеральных органов исполнительной власти, чьи социальные функции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему сектору в лице социально-ориентированных НКО.

Например, Минобраз различные формы внешкольного образования и детского отдыха, МВД работа с потерпевшими и профилактика преступности, Минобороны поддержка поисковых отрядов и патриотическое воспитание и так далее.

«Сегодня Запад больше финансирует НКО»

Кандидат политических наук Александр Коньков считает, что сегодня в стране даже партии уделяют больше внимания социальным проблемам, нежели неправительственные организации.

«В России очень много НКО, которые подключены к глобальным процессам, но практически нет тех, кто занимается социальными проблемами. У нас даже политические партии больше говорят о социальной сфере, чем те же НКО. Наше государство реально заинтересовано в том, чтобы НКО занимались реальными делами, помогали в социальной сфере, чтобы они оказывали помощь», сказал эксперт.

Член Общественной палаты, политолог Сергей Марков считает, что тема совершенно естественна и актуальна. «Действительно, в нашем обществе чрезмерное количество контролеров, но мало тех, кто занимается социальными проблемами. Возможно, причина кроется в слабом финансировании НКО», сказал он газете ВЗГЛЯД.

Марков согласен с выводами фонда о том, что занимающихся социальными вопросами общественников очень мало. Основная причина, по его мнению, в том, что НКО следуют за финансированием: «Сегодня Запад больше финансирует те НКО, которые занимаются политикой. В самой России НКО финансируются крайне мало».

Помимо этого, моральный кризис в российском обществе достаточно высок. «К примеру, донорство. Донорство во всех странах существует на добровольно-моральном уровне, у нас нет. У нас очевидный моральный кризис общества.

Следующий недостаток – слишком высокое налогообложение в этой сфере, в отличие от Запада. Там все деньги, которые идут на НКО, исключаются из облагаемых налогов, у нас все включено. На благотворительность наши граждане отдают мало денег, посетовал Марков, и все из-за того, что у нас низкий моральный облик».


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............