Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
13 марта 2013, 22:33 • В мире

«На растерзание Югу»

Василий Кашин: Цена победы над Севером для Юга будет ужасна

«На растерзание Югу»
@ Reuters

Tекст: Анна Аналбаева,
Дмитрий Щербаков

«Сейчас у них из-за блокады разваливаются ВВС, они практически уже небоеспособны. Флот в плохом состоянии. КНДР – уже не такая большая угроза», – заявил газете ВЗГЛЯД Василий Кашин, эксперт Центра анализа стратегий и технологий. Он считает, что нынешний кризис вокруг КНДР может закончиться вооруженной провокацией.

В среду стало известно о решении северян разорвать соглашение о перемирии, заключенное с южанами в конце войны 1950–1953 годов. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в понедельник Южная Корея и США начали совместные военные учения, проведение которых вызвало резкую критику со стороны КНДР.

Известно, что китайцы взбешены тем, что делает Северная Корея. Но у них отношения строятся таким образом, что они не могут бросить КНДР

Ранее власти Северной Кореи заявили, что считают заявления южнокорейских политиков «открытым объявлением войны», и потребовали извинений. Особое возмущение в Пхеньяне вызвали угрозы минобороны Южной Кореи «стереть с лица земли северокорейский режим».

7 марта Совет Безопасности ООН в ответ на проведенное в феврале в КНДР ядерное испытание одобрил новые санкции против этой страны. Северная Корея также заявила, что оставляет за собой право нанести при необходимости превентивный ядерный удар.

Напомним, 12 февраля власти КНДР официально подтвердили, что провели на территории республики успешное ядерное испытание. Мировое сообщество, в том числе Россия, выступило с осуждением ядерных испытаний в Северной Корее. О том, какова вероятность возобновления войны на Корейском полуострове, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

ВЗГЛЯД: Василий Борисович, как бы вы объяснили всплеск войны слов между двумя Кореями?

Василий Кашин (фото: из личного архива)

Василий Кашин (фото: из личного архива)

Василий Кашин: Суть в следующем: для Северной Кореи характерен определенный цикл поведения – всплеск напряженности доходит до некоторого предела, после чего они предлагают пойти на переговоры. Условиями переговоров являются экономические послабления, политические уступки, экономическая и другая помощь.

Поскольку этим запугиванием нужно выбивать все больше ресурсов, то постепенно ставки растут. Сейчас идет уже речь об угрозе ядерным оружием, а до этого было потопление южнокорейского корвета, перестрелки и так далее. Постепенно ставки растут, ситуация становится более неприятной. В целом все меры, которые предпринимаются сейчас, заявления о боеготовности, о возможных ударах по Югу и США – это обычная риторика КНДР.

ВЗГЛЯД: А может ли все это нечаянно перерасти в настоящую войну?

В. К.: Может перерасти в вооруженную провокацию. События прошлых лет показывают, что возможен, например, артиллерийский удар по объектам Южной Кореи или обстрел корабля или самолета, операция спецназа – всего этого нельзя исключать.

Ясно, что Север не пойдет на развязывание войны, потому что это означает конец для самой КНДР. Китайские партнеры не смогут защитить их, Северной Корее придет конец, но цена войны для Юга будет ужасна. Север в первые часы войны может нанести Югу и Японии серьезный урон. Сеул находится в зоне поражения дальнобойной артиллерии КНДР, которая специально размещена у границы и готова нанести удар по этому мегаполису. Ким Чен Ын недавно демонстративно посетил полк этих тяжелых пушек под названием «Коксан». Это 170-миллиметровые самоходные пушки, и они способны добить до Сеула.

Артиллерия и баллистические ракеты могут нанести серьезный ущерб. А если учесть вероятность, что КНДР имеет готовую атомную боеголовку, то ставки еще возрастают.

Вся эта история после проведенных недавно испытаний переходит в новое качество. Раньше никто не верил, что у КНДР есть боезаряд и ее ракеты не доставали США. Сейчас они запустили ракету МХ, а, как правило, космический ракетоноситель, если он используется как баллистический, имеет межконтинентальную или близкую к ней дальность.

С высокой долей вероятности, у них есть ракета, достигающая США, и боеголовка для этой ракеты. Это означает, что США будут вести постоянный мониторинг. Если будут сомнения по поводу запуска ракеты, а их нужно готовить к старту довольно долго, американцы могут нанести предупреждающий удар. Ситуация станет крайне опасной. Тем более что сейчас до конца непонятно, кто в КНДР реально принимает решения и какие будут дальнейшие шаги.

Политика продолжается традиционная, но ставки растут, и уже в следующем цикле ситуация может перейти к кризисной точке.

ВЗГЛЯД: А как нынешнее «обострение» связано с внутренней политикой КНДР?

В. К.: Я мало знаю о внутренней политике КНДР. Когда-то у меня был контакт с корейцами, и я помню, что у людей там нет четкого понимания того, что творится у них в верхах. Есть целый ряд специалистов по Северной Корее и ее внутренней политике, которые на основе отрывочных данных из газет пытаются выстроить схему того, что реально происходит.

Система принятия решений там совершенно непрозрачна. Такой непрозрачности не было в отношениях СССР – США, США – Китай и так далее. Не факт, что вообще это связано с внутренней политикой. Но точно известно, что это в русле обычной стратегии поведения КНДР.

ВЗГЛЯД: А чего именно в Пхеньяне потребуют на этот раз?

В. К.: Они точно потребуют ослабления санкций. Они выразят готовность к переговорам, будут требовать отмены санкций, оказания помощи. Могут шантажировать этим и американцев, и южнокорейцев, и китайцев. Могут требовать расширения сотрудничества, увеличения поставок сырья от Китая и тому подобное. Это позволит им пожить спокойной жизнью.

КНДР довольно внимательно следит за отношениями Японии и Китая, а также США и Китая. Они ждут, когда отношения Китая с Западом испортятся, тогда они смогут вернуться к привычной модели существования, когда их будут «кормить», как это было.

ВЗГЛЯД: Сообщение о найденных в китайских банках счетах Ким Чен Ына, где лежат сотни миллионов долларов, связано с обострением обстановки, или это просто совпадение?

В. К.: Известно, что китайцы взбешены тем, что делает Северная Корея. Но у них отношения строятся таким образом, что они не могут бросить КНДР, не могут допустить падения режима, в то же время они не имеют на КНДР никакого прямого влияния. Северная Корея для них тоже довольно закрытая и враждебная страна.

Но когда они и Пекин достают, например, ядерными испытаниями, то и китайцы предпринимают действия. Ясно, что они всегда знали об этих счетах. Для Северной Кореи главной базой для торговых операций является особый социально-административный район Китая Макао. В какой-то момент счета КНДР замораживались, также есть счета и в материковой части КНР.

Сейчас китайцев достали, и они сделали такое заявление. Были и другие сигналы их недовольства, например крупный китайский ученый-международник на днях написал комментарий в газету Financial Times, где прямо написал, что Китай должен бросить Северную Корею на растерзание Югу.

Формально он выражал личное мнение, но политолог, занимающий высокую административную позицию, не может себе позволить столь резкую точку зрения без согласования с руководством. Ясно, что это сигнал Северной Корее, что им не все гарантировано. Но не факт, что корейцы прислушаются, ведь предупреждения звучали и раньше, были сравнения КНДР с «чемоданом без ручки, который надо бросить», и другие сигналы... Но они не срабатывали.  Была даже кампания в китайской прессе, заявления, что Северная Корея – «неблагодарная сволочь» и тому подобное. Это были попытки напугать.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что ежегодные маневры Южной Кореи и США носят сугубо оборонный характер? 

В. К.: Разделение учений на оборонное и наступательное носит условный характер. Ясно, что любые военные действия в условиях этого кризиса могут быть только наступательные. При условии, что граница проходит недалеко от Сеула, первой задачей становится разгром северокорейской группировки около демилитаризованной зоны, устранение угрозы Сеулу, подавление комплексов баллистических ракет, что подразумевает нанесение масштабных ударов по КНДР.

Кроме того, будет задача уничтожения северокорейского флота, который тоже может «натворить дел». Иначе не только Южная Корея, но и Япония столкнется с угрозой огромных жертв среди мирного населения. Поэтому с военной, а не с политической точки зрения разницы между обороной и наступлением тут нет, правильной стратегией будет немедленный контрудар. У Юга для этого есть огромное техническое превосходство, потому что армия Северной Кореи по многим параметрам в очень тяжелом состоянии.

ВЗГЛЯД: 10 лет назад в отношениях Пхеньяна и Сеула царила небывалая «оттепель». Что помешало дальнейшему сближению?

В. К.: Этот процесс развивается циклически: как только Север понимает, что они больше не получат привилегий, а Юг и США понимают, что уже слишком много дали Северу, наступает новый цикл напряженности, он предопределен заранее.

Если гипотетически представить, что Северу дадут возможность спокойно жить и отменят санкции, то – некоторые специалисты так считают – все нормализуется само собой. На самом деле это далеко не факт, возможно, КНДР будет в этом случае форсировать ВПК, и возникнет еще большая угроза. Сейчас у них из-за блокады, разваливаются ВВС, они практически уже небоеспособны. Флот в плохом состоянии. КНДР – уже не такая большая угроза. Но что-то им удается развивать своими силами.

..............