Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

4 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
30 октября 2013, 22:40 • Политика

Прячут лучше, чем ищут

Сергей Иванов не исключил отмены "кратных штрафов"

Прячут лучше, чем ищут
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Арсен Хизриев

Реальные тюремные сроки за коррупцию могут вновь сменить «кратные штрафы», не исключил глава кремлевской администрации Сергей Иванов. Это означает, что «либерализация» Уголовного кодекса 2010 года сменится новым «ужесточением». Эксперты предлагают вообще отменить презумпцию невиновности при рассмотрении дел, связанных с взяточничеством.

Глава администрации президента Сергей Иванов не исключил возвращения более серьезных наказаний для взяточников, в частности «замены штрафов тюремным сроком». Об этом Иванов сообщил в среду после заседания президентского Совета по противодействию коррупции, прошедшего в закрытом режиме.

К сожалению, приходится констатировать, что преступники прячут свое имущество лучше, чем правоохранители его ищут

Иванов напомнил, что в 2011 году законодательство было либерализовано, взяточников стали приговаривать не к тюремным срокам, а к штрафам, кратным размерам ущерба. «По сути это правильно. Беда в том, что по факту это не работает», – признал Иванов. За первую половину года судами наложены штрафы за нанесенный ущерб в общей сложности на 20 млрд рублей, возмещены 20 млн, то есть 1%, сказал Иванов. Он убежден, что «надо что-то менять».

Глава кремлевской администрации сообщил, что рассматриваются предложения о более жестких наказаниях за взятки. Иванов заметил, что эти предложения «лежат на поверхности», и озвучил одно из них: «Если человек в разумный срок штраф не выплатит, то возможна замена штрафа реальным сроком заключения». «Вопрос в другом: кто определит разумный срок и то, в состоянии ли этот человек реально выплатить 20-миллионный штраф», – объяснил Иванов.

370 млн – это «верхушка айсберга»

Он добавил, что правоохранители также ставят вопрос о том, что необходимо более эффективно выявлять собственность и недвижимость, которая может пойти в счет погашения штрафа. «К сожалению, приходится констатировать, что преступники прячут свое имущество лучше, чем правоохранители его ищут», – заявил Иванов.

«По данным МВД, с 2009 года правоохранителями выявлено 242 тыс. преступлений коррупционной направленности. Ущерб колоссальный. В 2013 году он превысил 10 млрд рублей, а выявленная и доказанная в суде сумма взяток составили 370 млн рублей», – сообщил Иванов, признав, что «это только верхушка айсберга». Он добавил, что в этом году за совершение коррупционных преступлений осуждены 3,5 тыс. человек.

В Кремле не намерены устраивать из антикоррупционной борьбы «охоту на ведьм».

«Я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что в администрации президента какой-то синклит вершит судьбы людей», – сказал Иванов. «Если мы выявляем какие-то нарушения, связанные с президентскими должностями, мы докладываем президенту, и он принимает решение; если должностные лица относятся к подотчетности других министерств и ведомств, мы информируем правительство, председателя правительства», – пояснил он.

«Самостоятельно наша комиссия никаких решений не принимает, она  только фиксирует факт, четко, объективно, на основании закона», – подчеркнул Иванов. «Мы не в 1937 году живем, мы не собираемся вершить судьбы людей и устраивать охоту на ведьм», – заявил он.

Глава администрации перечислил данные, озвученные на заседании совета, об итогах проверки деклараций о доходах чиновников, подчеркнув, что теперь «антикоррупционные комиссии стали проверять не только госслужащих, но и кандидатов на замещение должностей». «Выявлено 500 кандидатов, которым отказано в замещении должностей после проверки их деклараций», – сказал Иванов.

Неотвратимость важнее ужесточения

«В наказании должен присутствовать элемент «неотвратимости». Он важнее, чем само ужесточение. Конечно, я согласен с тем, что ужесточение наказания коррупционеров должно осуществляться, но сначала хотелось бы узнать всю статистику по «кратным штрафам». Если будет видно, что эта мера применялась без эффекта, то есть смысл усилить наказания», – заявил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин (ЕР).

По его словам, необходимо отточить уже существующие меры наказания, иначе добиться необходимого эффекта будет тяжело.

«Меры воздействия, предусмотренные нашим законодательством, в принципе, эффективны, но надо их реально применять, без таких моментов, когда громкое коррупционное дело не доходит до суда или «разваливается» там же. До тех пор пока это будет продолжаться, меры наказания не возымеют какого-либо значительного эффекта», – пояснил он.

По словам депутата, отменять реформы, проведенные в 2010–2011 годах, пока преждевременно.

«Кто-то называл этот процесс «либерализацией», лично я считаю его скорее «гуманизацией». «Гуманизацию» Уголовного кодекса продолжать необходимо, но когда мы видим, что, по статистике, коррупционеры уходят от ответственности, ужесточение допустимо, но если норма не применяется и ужесточение происходит без причины, то я не могу быть уверен в целесообразности ужесточения», – считает Марданшин.

Напомним, что либерализация УК в 2010–2011 годах, в частности замена для коррупционеров тюремных сроков на штрафы, была проведена по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева. В законе, который бывший президент подписал в мае 2011 года, шла речь о введении штрафов в размере от 25 тыс. до 500 млн рублей. 

«Простое решение сложного вопроса»

С депутатом согласен и почетный адвокат России, доктор юридических наук Игорь Трунов. «Даже если расстреливать коррупционеров на площади, толку все равно будет мало. Борьба с коррупцией не приемлет простых методов, намеки на которые, в частности на китайский опыт борьбы, исходят от председателя правительства. От этих мер нет никакого толку даже в самом Китае и не будет никогда», – заявил Трунов газете ВЗГЛЯД.

По его мнению, суд зачастую дает ход «удобным» делам, оставляя значительную часть коррупционеров неохваченной.

«Идут выборочные суды по «неугодным», «оступившимся» или тем, кто оказался неудобным управленцем. Это системные вещи, которые раздражают, – одного регионального коррупционера оставляют в покое, а второго сажают за то, что он позволяет себе какие-то выпады или вольнодумство. Равенство перед законом будет действовать куда эффективнее любого ужесточения», – считает Трунов.

Адвокат считает, что российским правоохранительным органам необходимо расширять зоны своей ответственности.

 «Интересны итальянские и американские способы борьбы. Наше законодательство запрещает «провокацию взяткой» в рамках оперативно-розыскной деятельности, хотя во всем мире этот институт хорошо работает. «Ряженые» из антикоррупционных органов там на раз-два выявляют сложные цепи взяток. У нас есть огромный спектр возможностей, в том числе международные соглашения по борьбе с коррупцией, потому что понятно, куда утекают эти деньги», – пояснил он.

По мнению Трунова, вместо возвращения тюремных сроков следует отменить презумпцию невиновности при рассмотрении дел, связанных с взяточничеством.

«Юристы понимают, что ужесточение никогда не приводит к победе над преступностью. На той площади, где рубили руки за карманную кражу, воровали больше всего, это исторический факт, а там, где боролись с пьянством, люди пили в два раза больше. Это человеческая натура», – добавил адвокат.

..............