Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСомневаться запрещено
Очевидцы отвергают принятую версию событий в Литве 1991 года
Суд в Вильнюсе на прошлой неделе осудил бывшего вице-мэра столицы Альгирдаса Палецкиса за отрицание «факта советской агрессии» против Литвы 1991 года. Палецкис ранее публично усомнился в официальной трактовке тех событий, на которую опирается современная литовская государственность. Газета ВЗГЛЯД решила изучить доводы и свидетельства оппонентов «государственной правды».
Годовщина событий 13 января 1991 года отмечается в Литве каждый раз на высоком уровне. Хотя далеко не все согласны с пропагандируемой властями версией расстрела советскими солдатами мирных граждан, на которой фактически строится литовская государственность.
«Свои стреляли в своих»
Он выполнял задания России. Это была попытка оправдать убийц, чтобы те не понесли заслуженного наказания
Как писала газета ВЗГЛЯД, председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис стал первым в истории обвиняемым по статье 170 УК об «отрицании советской оккупации». Ему было предъявлено обвинение в связи с тем, что в феврале прошлого года в интервью радио Žinių radijas, посвященном 20-летию событий 1991 года, он сказал: «Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих».
Речь идет о гибели мирных граждан – участников митинга литовских сепаратистов при штурме советскими войсками городской телебашни. Официальная литовская историография объявила их павшими от рук советских солдат.
Палецкис утверждает, что на самом деле эти люди погибли от выстрелов самих литовских националистов в результате провокации.
Признанный в минувший вторник Вильнюсским окружным судом виновным в отрицании «советской агрессии» против Литвы и ее жителей Палецкис назвал решение суда нарушением свободы слова и намерен бороться за свободу слова в Литве. В интервью газете ВЗГЛЯД Палецкис в тот день пообещал оспорить вердикт в Верховном суде Литвы.
Напомним, рассматривавший дело суд первой инстанции 18 января оправдал его за отсутствием состава преступления. Однако рассматривавший апелляцию прокуратуры Вильнюсский окружной суд констатировал, что вина Палецкиса доказана. Коллегия судей, которую возглавила судья Регина Поцене, объявила, что Палецкис публичными заявлениями о том, что во время событий января 1991 года «свои стреляли в своих», отрицал «советскую агрессию» в Литве. За это суд назначил Палецкису наказание в виде штрафа в размере 10,4 тыс. литов (чуть более 3 тыс. евро).
«Обросло пропагандистскими клише»
Палецкис напоминает, что те события, действительно скорбные, позднее были использованы властями в официальной пропаганде. «Во-первых, оно трагическое: погибли 14 человек, 13 из которых – гражданские и один – советский офицер. Но очень односторонне все было обрисовано, как будто советские солдаты умышленно убивали гражданских лиц, хотя простая логика говорит, что было бы политических невыгодно делать это армии. И дальше все это обросло государственными пропагандистскими клише», – сказал Палецкис газете ВЗГЛЯД.
Он рассказал также, что его знакомые из России недавно заметили, что возле бывшего здания литовского КГБ, в котором сейчас находится суд, была устроена выставка детских рисунков. «Часть рисунков посвящена 13 января. Дети все рисуют в черно-белых тонах. На некоторых рисунках изображены советские танки с российским триколором. Учителя это пропускают», – сообщил Палецкис, уточнив, что все это служит одной вещи – подогревать образ врага.
По его словам, у одного из мемориалов, посвященных событиям 13 января, есть табличка со стихами, которые в переводе с литовского звучат следующим образом: в ту ночь враг пришел умышленно забрать наши жизни. «В ту ночь был переполох. И каждую смерть надо отдельно рассматривать. Чего, кстати, и не делалось 20 лет», – напомнил он.
По его словам, партии, которые постоянно используют в своей риторике тему советской агрессии (Партия консерваторов), получают на выборах 12–25%. «Определенная часть населения подвержена всей этой дезинформации», – сказал он, уточнив, что молодые люди в большинстве своем особо глубоко не интересуются этой темой, но и не оспаривают подобные трактовки. По словам Палецкиса, после суда над ним во многих школах в актовых залах теперь показывают фильмы о тех событиях, чего раньше не было.
Слишком мягко покарали
- В минобороны Латвии призвали снести памятник Советской армии
- Литва вновь подняла вопрос о компенсации за "оккупацию СССР"
- В Литве вынесен вердикт по делу об оправдании агрессии СССР
- Израиль поссорился с Литвой из-за холокоста
- Экс-омоновца приговорили за убийство литовских пограничников
- Дело Головатова вышло на новый уровень
Бывший командир отряда защитников здания ВС Литвы Антанас Клюнка заявил газете ВЗГЛЯД, что Палецкиса наказали слишком мягко.
«Мы все расцениваем решение суда как слишком мягкое. Я сам думаю, что смерть Лоретты (Асанавичюте) стоит куда больше, чем те 10 тысяч. Если Валерка Иванов (экс-лидер интердвижения «Единство» – прим. ВЗГЛЯД) за это получил реальный срок, это значит, мы через 20 лет обесцениваем память жертв «январских событий». Мы у себя (в «Союзе создателей добровольцев Литвы» – прим. ВЗГЛЯД) подумаем, обжаловать ли это решение. Возможно, мы обжалуем его в частном порядке. Видите? Это попытка пересмотра истории! Идет волна – сначала наших партизан («лесных братьев») поливают грязью, а теперь вот – героев 13 января», – заявил Клюнка газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, другой бывший «защитник свободы» во время событий января 1991 года Гаспарас Гензгибелис доволен уже тем, что Палецкис осужден.
«Он выполнял задания России. Медининкское дело еще не закончено. Это была попытка оправдать убийц, чтобы те не понесли заслуженного наказания. Да и не все убийцы, бывшие здесь 13 января, выданы», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший «защитник свободы».
Путеводитель-пропагандист
Официальная версия событий 13 января 1991 года с подачи литовских властей выглядит следующим образом.
«В ночь с 12-го на 13 января, около двух часов, колонны советских военных десантников и спецназа с бронетехникой достигли здания Телерадиокомитета и телебашни. По призыву председателя Верховного совета В. Ландсбергиса и других деятелей государства эти объекты, а также здания парламента и правительства денно и нощно охраняли жители Вильнюса и люди, приехавшие из других городов и районов. Эти безоружные защитники, взявшись за руки, сделали цепочку и встали на пути агрессора. Важнейшей целью враждебных Литовской Республике сил было свержение законной избранной народом власти путем захвата зданий Верховного совета и правительства», – описаны они в книге «Восстановление суверенитета Литвы в 1989–1991 годах».
Куда более пафосно все эти события представлены в направленном во все школы альбоме «Lietuva 1991.01.13», вышедшем в свет буквально через месяц после «январских событий» 1991 года: «Никто не может победить НАЦИЮ, стремящуюся к Свободе и Независимости. «Балтийский путь» 23 августа 1989 года показал: МЫ ЕСТЬ! 11 марта 1990 года провозгласило: ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ! 13 января 1991 года подтвердило: МЫ БУДЕМ! Враги Независимости Литвы целились прямо в сердце. Стреляли в свободное слово, в литовский язык».
В этом году вышла книга воспоминаний Витаутаса Ландсбергиса «Вина и выкуп» («Kalte ir atpirkimas», Вильнюс, 2012). В предисловии автор пишет: «Дело 13 января продолжается и свидетельствует об агрессии СССР против провозгласившей и строящей свою независимость Литвы, об участниках и преступниках. Это дело не закончено и будет закончено еще нескоро».
История рассматривается в качестве поля идеологической войны, а все «враги», дерзнувшие хоть в чем-то оспорить официальную версию, должны беспощадно подавляться
С другой стороны, известно, что, когда ночью 13 января колонна бронетехники подошла к телебашне, та уже почти час была под контролем спецгруппы КГБ «Альфа». Кстати, в материалах уголовного дела по событиям 13 января есть материалы радиоперехвата переговоров советских военных той ночью: из них следует, что по военным велась стрельба из огнестрельного оружия, причем стрелки находились внутри и снаружи занимаемых зданий или на крышах близлежащих жилых домов. Факты обстрела советских военных подтверждались свидетельскими показаниями. Примечательно, что уже в 1 час 10 минут ночи 13 января 1991 года ксендз Альгимантас Кейна прямо из окна ВС Литвы начал служить мессу по «погибшим жертвам»: он начал ее со слов «уже есть первые жертвы», хотя до появления военнослужащих СССР около так называемых «стратегических объектов» Вильнюса оставалось еще 40 минут.
Отмечали эксперты и то, что пуля, сразившая одного из погибших, была выпущена из винтовки Мосина образца 1898–1931 годов, которая уже давно снята с вооружения Советской армии. Не могло ее быть и у «Альфы».
Бывший в 1991 году директором департамента охраны края Литвы Аудрюс Буткявичюс в интервью еженедельнику «Обзор» в 2000 году подтверждал, что жертвы январских событий были изначально запланированы якобы для того, чтобы оплатить свободу Литвы «малой кровью». Заявление Буткявичюса впоследствии подтвердил и бывший в 1993–1996 годах главой Комитета по национальной безопасности Сейма Литвы Витаутас Петкявичюс, имевший доступ к секретным материалам. Он заявил, что «с крыш соседних домов по собравшейся у телебашни толпе людей стреляли наши добровольцы». Затем он уточнил, что в ту ночь с телебашни стреляли литовские пограничники.
В вышедшей в 2003 году и ставшей бестселлером книге «Корабль дураков» Петкявичюс указал, что «на совести Ландсбергиса (председатель Верховного совета Литвы – прим. ВЗГЛЯД) и Буткявичюса жертвы ночи 13 января, поскольку один придумал, а по приказу другого несколько десятков пограничников были переодеты и впущены в телебашню. Это они сверху вниз стреляли в толпу... Я это своими глазами видел, когда возле моих ног от асфальта рикошетом отскакивали пули».
Сам Буткявичюс признавал, что здание Телерадиокомитета, Дом печати и телебашня в случае попытки захвата их советскими десантниками вообще должны были быть подожжены, чтобы «заснять пожар и показать его за рубежом». Также было подготовлено к поджогу и здание Верховного совета Литвы: один из свидетелей лично видел огромное количество бутылок и канистр с бензином и другими горючими смесями, находившихся в подвалах здания ВС.
В 1990-х годах в Литве прошло несколько судебных процессов, результатом которых стало осуждение ряда «виновников январских событий». Центральным явился трехгодичный процесс по делу бывших руководителей Компартии Литвы – КПСС: первого секретаря ЦК КПЛ/КПСС Миколаса Бурокявичюса, секретаря ЦК Юозаса Куолялиса, заведующего идеологическим отделом ЦК Юозаса Ермалавичюса и др. (так называемое «дело профессоров»).
Несмотря на то что уголовное дело составило 455 томов, а в ходе следствия были допрошены более 3 тыс. свидетелей, осуществлены 1200 экспертиз, в ходе судебного разбирательства не был установлен ни один конкретный виновник гибели конкретной январской жертвы у вильнюсской телебашни. Окружной суд Вильнюса предпочел констатировать, что виновниками этих преступлений являются коллективные убийцы: литовские коммунисты (КПСС), советские военнослужащие и спецгруппа «А» (Альфа) КГБ СССР.
Символ государства
Несмотря на сомнительность данной истории, ежегодно в честь годовщины 13 января в Сейме Литвы проходят торжественные мероприятия с участием первых лиц страны. «13 января Литву защищали ее соратники и часть общества; кризис был преодолен только благодаря правительству, которое возглавляют консерваторы. Мы все – это люди 13 января. Это поколение 13 января. Когда-то я сказал, что знаю, кто мы: это – горячие сердца, холодный ум, крепкий хребет и чистые руки. И это приходит только с 13 января. 13 января мы осуществили стратегию сдерживания России у телебашни и парламента, сейчас же мы осуществляем стратегию сдерживания России в министерстве энергетики, парламенте, президентском дворце», – заявил в этом году по случаю памятной даты премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.
Более того, на факте гибели этих людей строятся символы литовского государства: мемориал на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе, памятные кресты и мемориал возле телебашни и Телерадиокомитета, улицы в честь погибших. Возле Сейма расставлены гранитные «тумбы», мол, здесь в 1991–1993 годах стояли защитные баррикады. Впрочем, очевидцы напоминают, что баррикады стояли на самом деле чуть поодаль...
Была даже учреждена памятная медаль в честь 13 января. Сколько людей ею наградили, никому в Литве доподлинно не известно: по состоянию на конец декабря 2006 года ее получили 3984 человека. Еще более страшная тайна – сколько человек от этой медали отказались. Автор этих строк знает как минимум несколько случаев, когда медаль сдали сразу несколько бывших «защитников» Верховного совета из-за их бедственного материального положения и когда он нее отказался литовский журналист.
Вечный зов
Отметим, что большинство подозреваемых в попытке государственного переворота в Литве в январе 1991 года находятся вне юрисдикции литовского правосудия. А около половины из них уже ушли из жизни.
Тем не менее литовские прокуроры надеются рано или поздно посадить оставшихся на скамью подсудимых. С этой целью граждане России, преследуемые литовским правосудием, осенью прошлого года получили от Генпрокуратуры Литвы «Уведомление о подозрении», оформленное на 75 страницах.
Судя по вышеупомянутому «Уведомлению...», Генпрокуратура Литвы основными подозреваемыми считает бывших руководителей Компартии Литвы – КПСС, в том числе уже покойных тогдашних глав МВД и КГБ СССР Бориса Пуго и Владимира Крючкова, секретаря ЦК КПСС Олега Шенина, замминистра обороны Владислава Ачалова, зампреда КГБ Литовской ССР Станислава Цаплина. Есть в списке и имена здравствующих людей: бывшего министра обороны СССР Дмитрия Язова, бывшего второго секретаря республиканского ЦК Владислава Шведа, бывшего командующего Прибалтийским военным округом Федора Кузьмина, его бывшего заместителя Владимира Овчарова, бывшего заместителя начальника группы «А» Михаила Головатова и бывшего командира 107-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Вильнюсе, Владимира Усхопчика.
Помимо них, в «Уведомлении...» перечисляются десятки других подозреваемых, которые, по убеждению литовских прокуроров, участвовали в попытке государственного переворота и виновны в гибели людей 13 января 1991 года. Всем подозреваемым грозит уголовное наказание вплоть до пожизненного заключения. Выезд за пределы СНГ им категорически противопоказан, так как они находятся в списке разыскиваемых Интерполом. Однако президент СССР Михаил Горбачев, который либо сам дал команду на проведение январской акции, либо попросту закрыл глаза на ее проведение, в этом списке отсутствует.