Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Прогнозируются убытки»
Сотрудники крупного оборонного завода жалуются на директора
Андрей Резчиков
«Убыток только по одному сданному фрегату составил около 800 млн рублей», «предприятие фактически представляет собой «финансовую пирамиду». Такими словами представители менеджмента судостроительного завода «Янтарь» аргументируют свою просьбу уволить их начальника – и.о. гендиректора завода Александра Коновалова. Завод имеет крупные заказы и для российского ВМФ.
На одном из самых известных судостроительных заводов страны – Прибалтийском заводе «Янтарь» (Калининградская область) – разгорелся скандал. Как сообщает калининградский портал «РуГрад», группа топ-менеджеров обратилась с официальным письмом к вице-премьеру Дмитрию Рогозину и министру промышленности Денису Мантурову с просьбой отправить в отставку и.о. гендиректора Александра Коновалова, назначенного на эту должность в июне 2011 года. Письмо также есть в распоряжении газеты ВЗГЛЯД.
Тяжелое наследие тех лет действует до сих пор и его так просто не изжить. Это обременяет завод различного рода проблемами: от финансовых до кадровых
По мнению авторов обращения – директора по экономике и финансам Марии Польских, главного бухгалтера Веры Черницкой, главного строителя Дмитрия Фоминского и помощника гендиректора по финансам Олега Безверхого – действиями Коновалова завод доведен до стадии банкротства: «...По итогам 9 месяцев ОАО «ПСЗ Янтарь» получило убыток в размере 764 млн руб., что привело к формированию отрицательной стоимости чистых активов в 729 млн рублей».
«Убыток только по одному сданному фрегату из трех для ВМС Индии составил около 800 млн рублей. По второму фрегату также планируется отрицательный финансовый результат. До конца года планируется сдача заказа по контракту с Минобороны России – по нему также прогнозируются убытки в сумме до 800 млн рублей. Улучшения финансового состояния предприятия не ожидается, негативная тенденция будет сохраняться в 2013 году...» – полагают авторы обращения.
Они указывают, что строительство фрегатов для ВМФ России и ВМС Индии финансируется за счет привлеченных кредитов Сбербанка, задолженность по которым превысила 14 млрд рублей. А итоговая реализация заказов, согласно подписанным контрактам, принесет предприятию общий убыток в размере 40 млрд рублей.
Неудачи завода авторы обращения связывают с политикой Коновалова, после чьего прихода, отмечается в обращении, впервые за всю историю предприятия не был выполнен гособоронзаказ. Напомним, что Коновалов до прихода на «Янтарь» работал заместителем гендиректора ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург), которое наряду с «Янтарем» входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации».
Минобороны предъявило предприятию штрафные санкции в объеме 1,2 млрд рублей. «Готовность ряда кораблей, сдача которых предусмотрена в конце 2012 – начале 2013 года, составляет от 30% до 40%. При этом финансирование на строительство данных кораблей получено в объеме от 80% до 97% от стоимости контракта. Никаких мер по подписанию соглашений о переносе сроков не предпринимается», – говорится в обращении.
Под угрозой находится завершение строительства последнего корабля для ВМС Индии, срок сдачи которого по планам должен произойти в июне 2013 года, сформировавшийся дефицит средств по данному заказу составляет 5,3 млрд руб. (45% стоимости корабля).
- Россия проиграла еще один военный тендер в Индии
- Индия покупает в России фрегаты на 1 млрд. долл.
- За оружие России Индия заплатит 10 млрд. долларов
- Индия оштрафует Россию на 115 миллионов долларов
- Между РФ и Индией подписаны контракты на $10 млрд
В обращении поясняется, что «реальная себестоимость строящихся кораблей значительно превышает контрактную» и «предприятие фактически представляет собой «финансовую пирамиду», когда достройка кораблей с более ранним сроком сдачи производится за счет анонсированных по более поздним контрактам».
Топ-менеджеры утверждают, что на заводе отсутствует исполнительская дисциплина, а ущерб от коррупции исчисляется миллионами. Также Коновалову инкриминируются и кадровые просчеты, в частности, внедрение на верфи новой организационной структуры, которая привела к значительному росту управленческих расходов за счет увеличения численности управленцев из числа «близких» людей к и.о. гендиректора.
«Считаем, что сложившаяся на ПСЗ «Янтарь» ситуация угрожает существованию предприятия, которое является стратегическим. Кроме того, оно является крупнейшим работодателем Калининградской области, обеспечивающим работой 4 тыс. человек. Бездействие, проявленное Коноваловым А.В., в сложившейся ситуации считаем недопустимым. Просим рассмотреть вопрос об устранении Коновалова А.В. от занимаемой должности и введению на предприятии антикризисного управления...»
По информации местных СМИ, подписанты обращения в среду были уволены.
Впрочем, руководство завода эту информацию не подтверждает, а также называет преувеличенными заявления о плачевном состоянии предприятия. Пресс-секретарь ПСЗ «Янтарь» Сергей Михайлов отметил, что в данный момент ситуация на заводе «не безоблачная, но вполне рабочая». «Портфель заказов полон почти на 100%. Завод обеспечен загрузкой до 2016 года», – сообщил Михайлов газете ВЗГЛЯД, подчеркнув, что приоритетом завод считает выполнение гособоронзаказа, который составляет «80% программы».
Он добавил, что у завода есть 10 новых заказов на постройку кораблей и судов. «С 2013 года завод планирует набирать новых сотрудников – до 150 человек в год. Это необходимо, чтобы освоить программу. Достигнутые в этом году результаты подтверждают нормальный график работы. В этом году мы передали заказчику два корабля. И еще один – судно «Селигер» – передадим 25 декабря. То, что наш завод сдает три корабля в год, – такого не было в течение 30 лет. Все идет по плану. Задержки, если и бывают, то они согласуются с заказчиком», – отметил Михайлов.
#{image=674935}По словам Михайлова, после периода стагнации и пережитой процедуры банкротства «Янтарь» за последние годы «вернулся в нормальный производственный график». «Тем не менее, тяжелое наследие тех лет действует до сих пор и его так просто не изжить. Это обременяет завод различного рода проблемами – от финансовых до кадровых. Но при поддержке государства и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) завод пытается с этим справиться. Стратегия была избрана именно путем наполнения заказами, обеспечения завода работой, как нашего, так и других, которые находятся в такой же тяжелой ситуации. Например, «Звезда» на Дальнем Востоке или Балтийский завод. К сожалению, это обычная ситуация», – перечислил Михайлов, указав, что заказчики и ОСК «видят все большее приближение к выполнению 100% плана».
Комментируя суть аргументов, изложенных в письме по поводу финансовых проблем, он отметил, что они, «безусловно, есть». «Но сама специфика судостроения усугубляет их, поскольку это производство длительного цикла и здесь прибыль получается не сразу. Это длинные деньги, кредиты... Все непросто», – пояснил официальный представитель «Янтаря».
Что касается информации о том, что авторы письма были уволены с завода, то Михайлов сообщил, что совет директоров ПСЗ «Янтарь» принял решение усилить с 1 января следующего года финансовый блок новым руководством. «Что и было сделано. Но фактически увольнения нет. С предыдущими финансовыми работниками не были продлены контракты. Председатель правкома работает. Другие специалисты переведены на другие должности», – подчеркнул Михайлов.#{weapon}
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что тяжелая ситуация сложилась на многих предприятиях оборонно-промышленного комплекса. «Причем неважно, есть ли или нет у них государственного оборонного заказа. Размер критической долговой нагрузки перед банками существует у двух третей предприятий. Ситуация, что описана на «Янтаре», – на каждом третьем предприятии. Проще назвать тех, у кого хорошо. У корпорации «Иркут» все хорошо. У них подписано два мегаконтракта. У «Уралвагонзавода» все хорошо, а у большинства предприятий кое-как, плохо или очень плохо», – сказал Пухов газете ВЗГЛЯД, предположив, что на «Янтаре» происходит стандартная борьба за власть на местном уровне.
При этом эксперт указывает, что замена директора предприятия не переломит ситуацию, так как «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется». «Поставят там другого... Он что, волшебник, тучи разведет руками?» – констатирует Пухов.
Однако эксперт указывает, что утешительным фактором можно назвать то, что государство отдает себе отчет в существовании тяжелой ситуации. «В частности, об этом говорил в интервью нашему журналу «Экспорт вооружений» замминистра экономического развития Андрей Клепач», – отметил эксперт.
Что касается выгодности контрактов по производству кораблей для Индии, то Руслан Пухов подчеркнул, что с каждым случаем надо разбираться отдельно. Он напомнил, что первые три фрегата этого класса для Индии (контракт был подписан в 1997 году) делались в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.
«Были отдельные недостатки, но в целом там все прошло хорошо. Если бы вторую тройку фрегатов делали на Балтийском заводе, там, где производство один раз уже провернулось, то все было бы сделано в срок с должным качеством, без срывов и без убытков», – уверен Пухов.
По его словам, «когда было принято волюнтаристское решение» перенести производство фрегатов на «Янтарь», «который не имел опыта постройки и находился в предбанкротном состоянии», деньги частично были потрачены на развертывание серийного производства.
«Эта мина замедленного действия была заложена под решением – по каким-то непонятным причинам – поэкспериментировать на другом заводе. Если бы (вторую партию фрегатов) строил Балтийский завод, этой ситуации не было бы», – уверен Пухов.
Он добавил, что если сейчас будет заключен контракт еще на три фрегата и их решат передать какому-то третьему заводу, «то будет еще хуже». «Это объективная ситуация, которая возникла ввиду неправильно принятого решения несколько лет назад», – подытожил эксперт.
Всего индийские ВМС заказали у «Янтаря» три фрегата. Контракт стоимостью 1,5 млрд долларов был подписан в 2006 году. Все три фрегата второй партии Индия получает с задержкой на год. Первый – Teg («Сабля») – был передан в апреле, второй – Tarkash («Колчан») – в ноябре, третий – Trikand («Лук») – сейчас выполняет программу швартовных испытаний и будет передан летом 2013 года.
Фрегаты проекта 11356 предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок, противокорабельной и противолодочной обороны, защиты от атак с воздуха. Водоизмещение корабля составляет 4 тыс. тонн, экипаж – 220 человек, дальность автономного плавания – 5 тыс. морских миль. В составе вооружения находятся российско-индийские противокорабельные ракеты «БраМос» дальностью полета 290 км.