Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
11 комментариевВ расширенном составе
Указом Путина СПЧ недосчитался нескольких звезд
Владимир Путин обновил состав Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в который не вошли участники прошлого состава. Зато сам совет существенно расширен. Новые члены совета уже рассказали о своих планах. Эксперты полагают, что отсутствие медийных лиц компенсируется эффективностью повседневной работы совета.
Владимир Путин подписал указ о новом составе Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, сообщила в понедельник пресс-служба Кремля.
В таком варианте закон о защите чувств верующих имеет разрушающую силу и дискредитирует все стороны конфликта
В него вошли 39 новых членов, среди них журналисты Леонид Парфенов, Максим Шевченко, Елена Масюк, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, глава телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин, глава «Голоса» Лилия Шибанова и др.
В то же время из состава СПЧ были исключены 15 человек, в том числе Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина*, Валентин Гефтер, Леонид Радзиховский. С полным списком членов СПЧ можно ознакомиться на сайте главы государства.
Нельзя спокойно вздохнуть
Глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов счел удачным новый состав СПЧ. «Пожелания от совета полностью учтены, но учтены и другие пожелания – участников интернет-обсуждения. Очень взвешенное и разумное решение. Оно мне кажется удачным», – сказал РИА «Новости» Федотов.
При этом он отметил, что после подписания указа начнется самый главный этап работы совета. «Это не значит, что можно вздохнуть спокойно. Как раз наоборот. Сейчас начинается самый главный этап работы», – отметил глава СПЧ, добавив, что никаких неожиданностей в указе президента для него не было.
По его словам, СПЧ продолжит заниматься резонансными и нерезонансными делами для исследования общих проблем российской правовой системы. «Это может быть и дело о Болотной, и дело о «Городе без наркотиков». Вопрос не в том, что совет бросается защищать фигурантов тех или иных резонансных дел, а в том, что совет старается защитить интересы общества от ошибок законодателя и правоприменителя», – сказал Федотов.
«Главное во всех делах, которыми занимается совет, – исследование общих проблем. По результатам общественной экспертизы дела Ходорковского и Лебедева мы подготовили перечень предложений, которые касаются вовсе не Ходорковского и Лебедева, а нашей правовой системы, нашего уголовного, процессуального и исполнительного законодательства, а также практики их применения», – заявил глава СПЧ.
Между тем новые члены СПЧ уже рассказали о своих планах. «Я буду заниматься той деятельностью, которая мне ближе по профессиональному статусу: защитой избирательных прав и свобод граждан», – сказал глава Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов.
Он отметил, что будет работать в смежной рабочей группе по защите политических прав и свобод и принимать участие в работе группы по общественному контролю.
В свою очередь заместитель председателя научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин заявил, что должна быть разработана концепция развития гражданского общества. «Я считал бы правильным организовывать совместную рабочую группу совета и Общественной палаты, чтобы была разработана такая стратегия», – пояснил он.
Еще один новый член СПЧ – адвокат Анатолий Кучерена – сообщил, что намерен в составе совета посвятить себя судебно-правовой реформе, реформе правоохранительных органов. «У меня есть ряд предложений, в том числе по реформированию судебно-правовой политики, вопросы, связанные с правами потерпевших, – это, на мой взгляд, самый важный, актуальный вопрос, который существует», – сказал он. Кроме того, Кучерена выразил надежду, что всем новым и старым членам СПЧ удастся найти общий язык и консолидированно работать вместе.
«Алексеева должна была войти»
Вошедший в новый состав совета гендиректор газеты «Московский Комсомолец» Павел Гусев, который планирует вплотную заняться вопросом защиты прав журналистов, оптимистично оценивает перспективы своей работы в СПЧ и отмечает, что существенная поддержка президента и лидерство сильного председателя могут создать благоприятные условия для работы в совете.
«Когда я принимал решение о том, чтобы претендовать на место в этом совете, для меня самое главное было – это защита прав журналистов, свобода слова, и я считаю, что этими вопросами Совет по правам человека занимался всегда в меньшей степени. Потому что защита общества от произвола чиновников – это всегда было во главе угла этого совета, а журналистские структуры и журналисты оказывались немножко в стороне», – сказал Гусев, выступивший в номинации «Защита гласности, прав журналистов, свободы информации».
Гусев добавил, что занимается защитой прав журналистов уже 10 лет и поэтому видит себя активным участником совета по этому направлению. Он отметил, что эффективность работы совета будет зависеть от самих участников, от того, насколько грамотно и четко будут ими ставиться задачи по защите прав человека в той или иной области.
При этом Гусев добавил, что жалеет о том, что часть известных правозащитников не вошли в совет. «То, что туда не вошел ряд известных правозащитников, на мой взгляд, плохо. Я считаю, что такие люди, как Людмила Алексеева, должны были войти обязательно в состав совета. Они сегодня являются яркими личностями в области защиты прав человека», – заключил Гусев.
«В лучшем случае посещают заседания»
- Путин утвердил новый состав СПЧ
- Главе СПЧ Михаилу Федотову приготовили пикет
- Федотов не пускает в СПЧ двух человек
- Александр Брод: Совет при президенте все это утаил
- Путин предложил серьезно расширить состав СПЧ
- Эксперты полагают голодовку Брода вынужденным шагом
Сама Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы, которая ранее написала заявление о выходе из СПЧ, заявила, что в новом составе СПЧ есть много достойных людей и хороших специалистов. «Но и в каждом составе совета есть люди, которые в лучшем случае посещают некоторые из заседаний совета, но ничего в нем не делают», – сказала она.
При этом Алексеева заявила «Интерфаксу», что ни при каких условиях не вернется в состав СПЧ. «Я не вернусь. Приняла решение – что его менять? Это мое окончательное решение. Я прекрасно смогу действовать без совета, а совет – без меня», – заявила она, не исключив возможное сотрудничество с СПЧ в качестве эксперта.
«Я надеюсь, что будет продолжена работа тех рабочих групп, в которые я входила, – это группа по делу Магнитского и группа по содействию общественно-наблюдательным комиссиям. Если эти группы будут продолжать работать, я буду принимать в них участие в качестве эксперта. Но если будут созданы какие-то новые интересующие меня группы и меня пригласят туда, то я тоже буду в них участвовать», – сказала Алексеева.
Опасный законопроект
Рассказывая о проблемах, которые политик намерена обсуждать на заседаниях СПЧ, Ирина Хакамада заявила, что негативно оценивает закон о защите чувств верующих и намерена поднять вопрос о подготовке альтернативного законопроекта.
«Очень спорный закон, очень опасный. В таком варианте он имеет разрушающую силу и дискредитирует все стороны конфликта. Любой художник, по-своему интерпретирующий знаки и символы, может оскорбить чувства верующих, попасть в тюрьму. Мы тогда вообще лишимся культуры, и будут серьезные межконфессиональные противоречия», – сказала Хакамада.
«Вопрос состоит в том, кто может внести альтернативный проект закона и насколько президент будет его учитывать. Нужно уточнить или убрать статью об оскорблении религиозных чувств и убеждений, поскольку это не объекты юридического иска. Это очень широко интерпретируемое понятие. За это не может быть ответственность до трех лет в тюрьме», – отметила она.
Она считает, что дееспособность совета будет зависеть от грамотной управленческой структуры и от того, будет ли президент России прислушиваться к его решениям. «Совет работает эффективно, когда занимается не только постановкой проблем, а предлагает конкретные решения», – сказала политик.
Вопрос к президенту
В свою очередь обозреватель «Новой газеты» Елена Масюк, которая также вошла в совет, считает, что именно после встречи с президентом можно будет говорить о перспективах работы консультативного органа.
Говоря о встрече с президентом, глава ассоциации «Голос» Лилия Шибанова сказала, что она будет протокольной. «От протокольной встречи я вообще никогда ничего не жду. Я считаю, что протокольные встречи для того и существуют, чтобы привлечь внимание прессы и была какая-то общая фотография. Все остальное будет, конечно, в рабочих группах», – сказала Шибанова.
По ее мнению, работа в совете должна вестись по всем направлениям в сфере защиты прав человека. «Я не думаю, что хоть по одному из направлений нет вопросов, которые срочно не надо решать. Я уверена, что это именно те направления, которыми заниматься придется всем. Это и тюрьмы, это и свобода собраний, это и выборы, это и свобода СМИ», – отметила глава «Голоса».
Тележурналист и председатель комиссии по межнациональным отношениям в Общественной палате Николай Сванидзе, который все-таки вошел в состав СПЧ, несмотря на заявление об отказе от участия, считает, что работа совета будет целиком зависеть от отношения главы государства к консультативному органу.
«Особого оптимизма у меня нет, ему неоткуда взяться. Здесь очень многое зависит даже не от самого совета, а очень многое зависит от отношения к нему президента. Если президент будет воспринимать совет всерьез, то есть прислушиваться всерьез к его мнению, к его позициям, тогда у совета будут перспективы серьезные. Если он будет неким таким институтом, который существует, но на самом деле мало кому нужен, тогда перспективы другие. Это вопрос к президенту», – сказал Сванидзе.
Этот менее «звездный»
Новый состав СПЧ уже оценили и политологи, которые полагают, что он будет более эффективным по сравнению с предыдущим. «Этот менее «звездный», чем предыдущий, состав совета должен быть гораздо более эффективным», – заявил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
По его мнению, «звездный состав» вызывает подозрения в своей эффективности, потому что «звезды» тянут одеяло на себя и пиарятся в прессе. В то же время «менее медийные» люди более склонны сосредотачиваться на практической повседневной работе, не требуя к себе пристального внимания со стороны СМИ.
Вместе с тем, заметил Мухин, эффективность работы нового совета выявит только практическое взаимодействие с президентом. «Мне кажется, именно в этом состоит основная задача членов совета: довести до главы государства те чаяния, которые невозможно донести через обычные гражданские институты», – сказал он.
В свою очередь политолог Николай Злобин отметил, что противоположные политические убеждения некоторых членов совета не должны повлиять на их совместную работу, поскольку «СПЧ – не место для лоббирования политических интересов, а площадка для дискуссий».
«Это выше политики. Нельзя ввязываться в политическую борьбу, если хочешь оставаться в рамках движения правозащитного. Как только ты ввязываешься в политическую борьбу, ты перестаешь быть правозащитником, а становишься политическим активистом. Это противоречит самому смыслу – защищать права человека независимо от того, какой режим в стране, какие политические условия, кто лидер, как ты к нему относишься», – сказал Злобин.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом