Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
12 ноября 2011, 12:55 • Политика

«Надо поощрять успешных»

Андрей Макаров: Надо поощрять успешные регионы

«Надо поощрять успешных»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

«Это не просто децентрализация. Это вопрос эффективного исполнения государством взятых на себя обязательств», – заявил газете ВЗГЛЯД зампред думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Так он прокомментировал слова Дмитрия Медведева о том, что распределение бюджетных денег должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов.

В пятницу президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов. По его словам, модернизация России не может идти из центра, «а должна опираться на активность граждан, на местные и региональные инициативы, иначе ничего не получится».

Те, кто эффективно использует полученные деньги для повышения качества жизни в стране, должны поощряться из федерального бюджета

Медведев подчеркнул, что ресурсы развития должны «регламентироваться достаточно четко» и деньги, выделяемые из бюджета всех уровней на программные проекты, нужно «привязывать к конечному результату, который можно проконтролировать по конкретным критериям, чтобы он был понятен всем заинтересованным силам».

Для выполнения поставленной задачи Медведев поручил правительству и губернаторам активнее заняться вопросом перераспределения доходов. «Считайте, что стимул к более активной работе по этому вопросу я дал», – заявил президент.

Напомним, в 90-е годы целый ряд регионов пользовался привилегиями и не платил налоги в федеральный бюджет. Региональные власти зачастую не исполняли элементарные социальные обязательства перед гражданами. После 2000 года Москва повела курс на централизацию бюджетных средств. По мнению многих наблюдателей, сегодня экономика многих регионов окрепла и ситуация, когда федеральный центр забирает большую часть бюджетных средств, неоправданна. У регионов пропадают стимулы развития, так как вырученные деньги все равно уходят в общую копилку.

По каким причинам пора перераспределить доходы между регионами и федеральным центром и в чем выиграют местные власти и население, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал зампред думского комитета по бюджету и налогам, член генсовета «Единой России» Андрей Макаров.

ВЗГЛЯД: Андрей Михайлович, насколько актуальна проблема, о которой говорил президент?

Андрей Макаров: Я думаю, что это не просто актуально, я думаю, что это суперважная тема. Проблема заключается в том, что мы поделили полномочия между уровнями власти: федеральной, региональной и местной. Но есть ли деньги у этих властей, для того чтобы выполнять свои обязательства перед людьми? Сегодня главная задача страны – это безусловное выполнение обязательств, принятых на себя государством.

ВЗГЛЯД: Государство отвечает лишь за федеральные обязательства?

А. М.: Обязательства государства – это не только федеральные обязательства. Это обязательства и региональные, и местные. А второе – это улучшение качества жизни людей. А качество жизни людей – это в первую очередь местная региональная власть.

Если у них есть деньги, они могут выполнить обязательства. Если денег нет, они их выполнить не смогут. И люди смотрят на то, выполняет ли власть свои обязательства или нет, а не на то, что происходит в пределах Садового кольца. Людей волнует, что происходит у себя: в селе, в деревне, в маленьком городе. И вот акцент делается на том, что сегодня каждая власть должна иметь источники доходов для выполнения обязательств. Это чрезвычайно важно.

ВЗГЛЯД: Может, Москве надо просто направлять побольше денег в глубинку?

А. М.: Речь идет не просто о деньгах, речь идет об источниках доходов. О том, что власть должна иметь возможность решать различные вопросы.

Это вопросы изменения налоговой системы, это не только бюджетная система. Это вопрос о том, что, если налог зачисляется в местный или региональный бюджет, это значит, что местная и региональная власть должна решать вопрос о том, какие должны быть ставки по местным налогам. Вопрос о том, кому дать льготы по каким-то налогам, конечно, должны решать местные региональные власти. Они лучше знают, кто в этих льготах по-настоящему нуждается.

У нас, напомню, огромное количество льгот по региональным и местным налогам устанавливается из федерального бюджета. То есть мы очень часто регулируем эти вопросы из федерального центра, хотя каждый регион, а тем более каждый муниципалитет может иметь свои особенности. Это не просто децентрализация. Это вопрос эффективного исполнения государством взятых на себя обязательств.

ВЗГЛЯД: Сохранится ли при этом переток денег от богатых регионов к бедным?

А. М.: Конечно, сохранится. В конце концов, в стране только семь нефтяных регионов, и эти средства должны неминуемо перераспределяться через федеральный бюджет в виде трансфертов.

Но при этом необходимо обеспечить – об этом тоже говорит президент – строжайший контроль за эффективностью расходования этих средств. Регионы, которые получают эти средства, должны не просто их освоить – нужно показать, на что эти деньги истрачены.

А главное, какой результат они дали с точки зрения повышения качества жизни людей. Только эффективностью они могут в данном случае отчитаться за использование средств. Это новый подход к оценке того, как используются бюджетные средства.

ВЗГЛЯД: Кроме наказания за неэффективное использование средств, должны быть и поощрения?

А. М.: Поощрять надо те регионы и муниципалитеты, которые работают над тем, чтобы расширить налоговую базу, то есть они занимаются созданием новых рабочих мест,  поощряют малый бизнес.

Если старушка хочет продать редиску со своего огорода, власти должны дать ей возможность получить бесплатное место на рынке и охранять от тех перекупщиков, которые не подпускают ее близко к рынку. Власти должны давать возможность своим селянам реализовать собственную сельхозпродукцию. Они должны защитить их от негодяев и в то же время дать возможность купить продукты, пусть за копейки.

Повторяю, это вопрос не пополнения бюджета, это вопрос того, чтобы те, кто хотят сами что-то заработать, могли это сделать. Такие регионы нуждаются в поощрении, в первую очередь в бюджетном.

Посмотрите, что происходит сегодня: если регион добился серьезных успехов и самостоятельно получает больше налогов, ему снижаются трансферты из федерального бюджета. Ну как же? Ты же стал лучше обеспечен, значит, деньги тебе больше не нужны.

А нужна обратная тенденция! Мы должны решить главный вопрос: те, кто работает над расширением своей налоговой базы, те, кто эффективно использует полученные деньги для повышения качества жизни в стране, должны поощряться из федерального бюджета, то есть трансферт должен не снижаться, а наоборот, увеличиваться.

..............