Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
10 сентября 2010, 20:58 • Политика

«На самом деле мы свободны»

Дмитрий Медведев пообещал россиянам прямую форму демократии

«На самом деле мы свободны»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев,
Ярославль

Президент Дмитрий Медведев выступил в пятницу на Ярославском политическом форуме. Свою речь президент посвятил развитию институтов народовластия в самой России. Наблюдатели поспешили назвать ее «манифестом демократии», в то время как сам Медведев, предваряя свои тезисы, назвал их «субъективными заметками».

Вопреки многим прогнозам, президент посвятил свою речь не новой европейской архитектуре безопасности, хотя, казалось бы, аудитория располагала в первую очередь именно к обсуждению внешнеполитических тем.

В России есть демократия. Пусть молодая, незрелая, неопытная, но демократия. На самом деле мы свободны

В зале к моменту, когда президент поднялся на сцену, собралось сразу несколько бывших и действующих лидеров других государств. Нынешний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и южнокорейский президент Ли Мен Бак уже сидели в зале. Почетное место на сцене занял еще недавно возглавлявший правительство Японии Юкио Хатояма. Кроме того, в зале находились бывший президент Южной Африки Табо Мбеки и бывший глава австрийского правительства Альфред Гузенбауэр.

Впрочем, вначале Медведев, сделав паузу, напомнил участникам форума о том, с какими вызовами сталкивается  российское общество. Напомнив о произошедшем накануне теракте в центре Владикавказа, глава государства призвал почтить погибших минутой молчания. Зал поднялся.

Прозвучавшая после этого речь оказалась очень сжатой – она заняла меньше двадцати пяти минут. Хотя Медведев прибыл на форум лишь к его завершению, он был, видимо, в курсе прозвучавших на нем предложений. В выступлении оказались аккумулированы многие идеи, которые обсуждались до приезда главы государства.

Так, президент включил в свое выступление тезис о необходимости высокого уровня жизни рядовых граждан для полноценной демократии. Бедность он считает одним из главных препятствий на пути российского народовластия. Российская демократия доказала свою состоятельность, заявил Медведев. «Еще недавно из-за массовой бедности, порожденной первым этапом реформ, само слово «демократия» в России приобрело негативный смысл, в каком-то смысле превратилось просто в ругательство. Только теперь, когда несколько лет экономического роста привели к повышению уровня жизни, российская демократия стала наконец рентабельной и доказала свою состоятельность», сказал президент.

Как писала газета ВЗГЛЯД, именно такие тезисы оказались в центре внимания на форуме в первый день его работы. По словам Медведева, чтобы столь короткая история свободы в России была успешно продолжена, необходимо и дальше поддерживать рост благосостояния граждан, укреплять таким образом их доверие к демократическим институтам и ценностям. Президент процитировал американского социолога Сеймора Липсета, который говорил о том, что чем богаче нация, тем выше ее шансы на устойчивую демократию.

Кроме того, президент объявил о приближении в России эпохи прямой, непосредственной демократии. Он напомнил, что подобные демократические формы использовались на заре демократии, например в ходе новгородских вече. Он дал понять, что новые технологии позволяют рядовым гражданам обсуждать проекты любых решений и любые проблемы на заочных импровизированных общественных площадках.

«Сегодня через неформальные голосования выясняются общественные взгляды по важнейшим вопросам», сказал Медведев. Пока этот процесс не институциализирован, но рано или поздно он приобретет необходимую институциализацию, станет  проводником народной воли. В конечном счете это и будет демократия прямая и непосредственная.

Как отметил президент, «это, конечно, будет демократия, отличная от того, что было тысячу лет назад, во время различного рода вече и собраний, но, тем не менее, не превращающаяся от этого в представительную».

#{interviewpolit}Напомним, что с докладом на тему развития в России «прямой сетевой демократии» на форуме выступила социолог Ольга Крыштановская, которая накануне форума обнародовала тезисы своего доклада в интервью газете ВЗГЛЯД.

Впрочем, первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков более осторожен в своих прогнозах, чем Крыштановская. Он считает, что несмотря на бурное развитие IT-технологий, институциализация такой непосредственной демократии – дело отнюдь не ближайшего будущего. «Я думаю, что уйдет несколько десятков лет», предположил в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД Сурков, занимающий также пост зампредседателя в президентской комиссии по модернизации.

Медведев категорически не согласился с теми, кто упрекает политическую систему РФ в авторитаризме. «Я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что в России нет демократии, что в ней господствуют авторитарные тенденции. В России есть демократия. Пусть молодая, незрелая, неопытная, но демократия. На самом деле мы свободны», сказал президент.

Медведев подчеркнул, что «наряду со справедливой критикой, которую мы регулярно слышим и весьма позитивно воспринимаем, мы время от времени сталкиваемся с подчас несправедливыми и просто крайне тенденциозными оценками нашей политической системы».

«Я знаю недостатки этой системы, может быть, как никто другой! президент даже эмоционально повысил голос и взмахнул руками. Хотя бы потому, что у меня больше информации как у президента, да и опыт моей прошлой работы и образование дают мне к этому все возможности».

В первом ряду сидел столичный градоначальник Юрий Лужков. Вид у мэра был совершенно невозмутимый, хотя Медведев явно намекал на прозвучавшие в недавнем выступлении московского мэра упреки в том, что атмосфера в стране становится «затхлой» и в ней возобладали авторитарные тенденции. Комментируя выступление президента позднее в интервью газете ВЗГЛЯД, Лужков заявил, что совершенно не видит конфликта в своих нынешних отношениях с руководством страны.

Медведев также обрушился с критикой на сторонников патернализма. Он назвал опасной для развития демократии позицию тех людей, которые полагают, что все проблемы в обществе должно решать государство.

«Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство или кто-то другой, но не каждый на своем месте, очень сильно отбрасывает нас назад», сказал Медведев. «Как ни странно, очень многим у нас нравится говорить о себе, что они несвободны, унижены. Это очень удобная позиция, но опасная», сказал Медведев.

Медведев процитировал философа Карла Поппера о том, что проблема улучшения демократических институтов это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами, и что демократические институты не могут улучшаться сами по себе.

По его словам, одним из стандартов демократии является убежденность граждан в том, что они живут в демократическом государстве. Какое бы определение люди не давали демократии, судить о ней каждый должен самостоятельно. «Свобода и справедливость это не только политические лозунги, но и философские и социальные категории, но самое главное человеческие чувства. Можно записать эти слова в конституции и других законах», сказал Медведев.

По его мнению, демократии нет там, где человек чувствует несвободу. «Правительства могут сколько угодно говорить людям: «Вы свободны», но демократия начинается тогда, когда человек скажет о себе сам: «Я свободен», подытожил Медведев.

В зале раздались аплодисменты.

Следом за президентом выступал его южнокорейский коллега, который выразил твердую уверенность в успехе российской модернизации и предложил помощь своей страны в развитии современных информационных технологий. Затем слово взял премьер Италии Сильвио Берлускони, который демонстративно отложил в сторону написанный заранее доклад и выступил очень убедительно и  информативно, без подсказок также на тему преимуществ демократии в современном мире.

Если начало его речи действительно было страстным и он захватил внимание зала, то затем Берлускони явно не успел вовремя остановиться, и в итоге его выступление продолжалось минут сорок. В тот же вечер Ярославский форум завершил свою работу.

Комментарии экспертов

Павел Данилин, политолог
Павел Данилин, политолог
Наличие демократии – обязательное условие для принятия любых политических решений в нашей стране. <a href=http://actualcomment.ru/theme/1481.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>
..............