Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

3 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

16 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

11 комментариев
15 марта 2010, 14:20 • Политика

«Надо учитывать специфику регионов»

Оксана Гончаренко: У КПРФ проблемы с кадрами

«Надо учитывать специфику регионов»
@ РИА "Новости"

Tекст: Ирина Романчева

В воскресенье в 76 российских волостях прошли выборы разной степени важности. Больше всего привлекли внимание голосования за мэров нескольких крупных городов и депутатов заксобраний восьми регионов. К утру понедельника стали известны окончательные результаты волеизъявления соотечественников на пяти территориях. Итоги голосования в интервью газете ВЗГЛЯД прокомментировала ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.

– В воскресенье прошли выборы в заксобрания восьми регионов. Во всех волостях большинство голосов завоевала «Единая Россия», кроме того, депутатами стали представители трех оппозиционных парламентских партий. Насколько ожидаемы оказались такие результаты?

Думаю, к осени можно будет понять, какие новые эффективные инструменты работы с избирателями изобрели оппозиционеры

– Вполне ожидаемы. Некоторые эксперты утверждали, что всплеск протестной активности приведет к падению результатов «Единой России», но эти прогнозы не оправдались. Мне они изначально казались не очень объективными. Так что для меня ничего неожиданного в опубликованных результатах нет.

– С наименьшим перевесом единороссы победили в Свердловской области. Если в других регионах их выборный «счет» зашкаливает за 50%, то здесь партия власти набрала 39,79% голосов. С чем это связано?

– Свердловская область традиционно отличается тем, что там высок уровень голосования против власти как таковой. Эта особенность проявлялась во все времена. Таким образом, можно смело говорить о специфике региона. С другой стороны, могло сыграть роль ситуативное снижение поддержки на фоне роста оппозиционной активности. Также мы наблюдаем явное ослабление административного давления. Не думаю, что свердловский результат – это тенденция. В других регионах единороссы показали совершенно иные результаты. А Свердловская область с начала 90-х годов имеет репутацию либерального региона. Демократические силы в их разных наименованиях всегда получали здесь хорошие проценты. И население склонно очень критично относиться к власти в целом. Есть регионы, которые склонны к провластным голосованиям, скажем, национальные республики. А Свердловская область у нас «форпост либерализма». Мы видим, что здесь все оппозиционеры уверенно преодолели избирательный барьер. Это специфика региона, традиция голосования против власти.

– То есть особой заслуги оппозиционеров здесь нет?

– Говорить о том, что оппозиционеры провели яркие запоминающиеся стильные кампании, можно только в отдельных случаях. Скажем, ЛДПР мощно агитировала в Рязани. Коммунисты старались выступить ударно на Алтае и в Воронежской области. Но в целом имело место снижение административного давления. Поэтому говорить о поражении «Единой России» не стоит так же, как не стоит говорить о впечатляющих успехах оппозиции. Думаю, к осени можно будет понять, какие новые эффективные инструменты работы с избирателями изобрели оппозиционеры. На этих выборах мы ничего подобного не увидели.

– Накануне выборов социологические опросы отдавали выборное серебро ЛДПР. Но сейчас мы видим, что второе место снова уверенно занимает КПРФ. А ЛДПР в основном претендует на бронзу…

– Это не удивительно. Конечно, у коммунистов есть проблема с обновлением кадров, обновлением идеологии, но из всех оппозиционных партий у КПРФ самый устойчивый электорат. Электорат коммунистов – пенсионеры – очень дисциплинирован. Кроме того, многие голосуют за КПРФ потому, что привычка к оппозиционному голосованию у людей есть, а альтернативных ярких оппозиционных фигур нет. И избирателям остается только высказываться в пользу КПРФ. Так что в целом второе место – не заслуга коммунистов, которые могли бы провести активную кампанию, а сложившаяся электоральная традиция. Целевая аудитория КПРФ есть во всех регионах, поэтому они стабильно выступают на региональных выборах в течение многих лет. Другое дело, что ресурс этот изнашивается. И если КПРФ продолжит эксплуатировать свои традиционные идеи, не предлагая новых, то через несколько лет мы увидим снижение их поддержки.

– В Иркутске, где на выборах мэра победил кандидат от КПРФ Виктор Кондрашов, тоже сыграла роль привычка горожан к протестному голосованию?

– Нет, там сыграл роль типичный для некоторых регионов фактор – внутриэлитная раздробленность и высокая конфликтность элит. В Иркутской области местные выборы традиционно проходят очень тяжело. «Единая Россия» выдвинула кандидатом в мэры человека, который в Иркутске не жил. Это сыграло негативную роль. Ставка на эту фигуру изначально была сделана неверно. Экс-мэра Братска Сергея Серебренникова восприняли как чужого, и никакая агитация не смогла переломить этот тренд. И коммунистам не пришлось прилагать больших усилий для победы своего кандидата. Они позиционировали Кондрашова как «своего», местного, знакомого, в качестве альтернативы «чужаку». И оппозиция «свой – чужой» сработала. При другом кадровом выборе единороссов результат мог бы быть иным. А так кампания получилась конфликтной, противоречивой. Ситуации, которые приводят к расколу элит, всегда играют против партии власти. В таком конфликтном регионе, как Иркутская область, где пересекаются интересы многих бизнес-групп, где есть целые группы влияния в местном парламенте, борьба элит проецируется и на муниципальный уровень. И там не стоило так рисковать в выборе кандидата.

Комментарии экспертов

Дмитрий Бадовский, Председатель Совета директоров Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (Фонд ИСЭПИ)
Дмитрий Бадовский, Председатель Совета директоров Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (Фонд ИСЭПИ)
«Единая Россия» победила везде, где состоялись выборы в региональные парламенты и на местных выборах. <a href=http://actualcomment.ru/theme/1175.html target=_blank><b>Читать далее</a></b>.
..............