Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
12 января 2010, 16:41 • Политика

«Медведеву и Обаме не нужны Первый канал и CNN»

Российским политикам придется щебетать

«Медведеву и Обаме не нужны Первый канал и CNN»
@ Reuters

Tекст: Михаил Бударагин

В 2010 году эксперты прогнозируют десятикратный рост аудитории русскоязычного твиттера. Если прогноз сбудется, к концу года в России будет миллион твиттерян. Сейчас сообщество осваивает собственную стилистику и пытается говорить серьезно, но без пафоса, сложно, но доступно, актуально, но не повторяя, а предвосхищая блоги и СМИ. Наступивший год, после которого страну ждут думские и президентские выборы, должен ответить на важный вопрос: сможет ли twitter в России стать по-настоящему влиятельной политической площадкой?

Логотип twitter, самого популярного сервиса микроблогов, – забавная синяя птичка, и если бы ее авторы имели в виду знаменитую пьесу Метерлинка, можно было сказать, что символ выбран удивительно верно. Твиттер (или твич – буквальный перевод с английского twit − «щебетать», «болтать») неожиданно – в довольно жесткой конкуренции, кстати – продолжает набирать популярность, хотя никаких предпосылок для взлета поначалу не наблюдалось.

Медведеву и Обаме будут не нужны Первый канал и CNN, чтобы доносить свои идеи до миллионов

Твиттер вырос почти из шутки, из инновационной идеи «сетевых смс», записей длиной в 140 символов: их можно отправлять на ходу, с телефона, так же, как и читать чужие записи. Никакого ноутбука: увидел, вспомнил, почувствовал, сфотографировал – публикуй.

Простой сервис (сообщения можно отправлять и через сайт, и с помощью смс, или через специальный twitter-клиент), лаконичность и оперативность снискали забавной шутке неслыханную популярность. И шутка перестала быть шуткой. В твиттер пришли богатые и знаменитые, ньюсмейкеры, лидеры мнений и толпы их поклонников.

Мир твиттера изменился мгновенно.

Одно дело, когда сообщество представляет собой переписку подростков о походах в кино и неразделенной любви, и совсем другое, когда там же обитают президент США Барак Обама, губернатор штата Калифорния (любим мы его, конечно, не за это) Арнольд Шварценеггер, вице-президент Джозеф Байден, главный соперник Барака Обамы на последних президентских выборах Джон Маккейн и экс-вице-президент США Альберт Гор. Twitter в одночасье стал не только развлекательной (лидеры американского твитта – актер Эштон Катчер и телеведущая Опра Уинфри – в представлениях не нуждаются), но и политической площадкой.

По-настоящему twitter «выстрелил» в июне 2009 года во время выборов в Иране, где сторонникам проигравшего Мир-Хоссейна Мусави благодаря твитту почти удалось переломить ход подсчета голосов: оказалось, что с помощью тега «#iranelections» можно собрать площадь. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад вырвал победу чудом: он догадался блокировать и твиттер, и мобильную связь заодно.

После этого стало очевидно, что политикам, которым по тем или иным причинам не близки методы иранского лидера, придется не ломать твиттер об колено, а становиться его частью, завоевывать популярность обитателей сервиса напрямую.

Кстати, именно после Ирана на твиттер обратило внимание ЦРУ, начав создавать отделы контроля за сообществом: мгновенной коммуникацией могут пользоваться террористы – с этим выводом после Ирана трудно было не согласиться.

Российские политики пришли в twitter совсем недавно. Президент России Дмитрий Медведев, постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин (который пишет сам, на двух языках, и очень занимательно), спикер Совфеда Сергей Миронов, депутаты Государственной думы Константин Рыков, Илья Пономарев*, Роберт Шлегель, члены Общественной палаты Тина Канделаки, Валерий Фадеев, Глеб Павловский, Алексей Чеснаков – таковы результаты первого этапа освоения Россией твиттера.

«На наших глазах в России начинается эпоха мгновенных коммуникаций, − уверен депутат Госдумы Константин Рыков. − Уже сегодня популярные твиттеряне обладают аудиторией в десятки тысяч «фолловеров» (или, как принято говорить в блогосфере, «френдов»), яркий пример − такие пользователи, как Женя Козлов или Саша Белан. В течение 2010 года русскоязычная аудитория вырастет как минимум в 10 раз, а теперь представьте, что с внедрением в России таких форматов, как 3G, у каждого из нас появится возможность иметь в кармане свое собственное СМИ. Медведеву и Обаме будут не нужны Первый канал и CNN, чтобы доносить свои идеи до миллионов».

Телеведущий и блогер Максим Кононенко относится к перспективам твиттера куда осторожней.

«С одной стороны, если у тебя много фолловеров, ты можешь вбросить тему за несколько минут, но, вместе с тем, твит плохо приспособлен для политики, им гораздо удобней пользоваться звездам. Надо иметь твиттер как ресурс: нужно захватить инициативу, пока это возможно, но удастся ли эту инициативу развить, не уверен», − заявил Кононенко корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

Важным фактором авторитетности твиттера в России является формирование новой идентичности. Когда во время прошлой переписи населения молодые люди в графе «национальность» писали «эльф» или «гном», многим подобное самоопределение показалось оригинальничанием. Когда расцвет русскоязычной блогосферы совпал с появлением людей, которые говорили о себе «я – блогер» (за этими словами могло стоять что угодно, важен сам факт отнесения к социальной группе), аргументов у скептиков поубавилось.

Когда первая сотня человек скажет «я – твиттерянин», игнорировать twitter станет невозможно.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............