Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевИ ПРО в комплекте
Лавров потребовал увязать вопросы ПРО и СНВ
Во вторник в Москве стартуют российско-американские консультации по поводу замены договора СНВ новым документом. Первые результаты, согласно распоряжению Медведева и Обамы, должны быть сформулированы к июлю, так как СНВ действует только до декабря. При этом глава российского МИДа счел нужным расширить тему для обсуждения и заявил, что следующее соглашение должно учитывать вопросы противоракетной обороны, что явно осложняет процесс.
В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что новый документ, который придет на смену Договору о сокращении стратегических наступательных вооружениях (СНВ), должен учитывать вопросы противоракетной обороны. И этим подтвердил прогнозы многих международных политологов, утверждавших, что Москва обязательно увяжет вопросы СНВ и ПРО.
Воплощение инициатив президентов России и США о ядерном разоружении потребует больших финансовых затрат
«Мы исходим из того, что новый Договор о СНВ не может рассматриваться в вакууме, а должен учитывать интересы глобальной безопасности, что включает безопасность России. И это подразумевает разобраться в противоракетной обороне», – отрезал Лавров.
При этом, как отмечает ИТАР-ТАСС, Лавров выразил надежду «на плодотворный обмен» позициями на предстоящих в Москве переговорах по СНВ. «Надеюсь, что мы сможем прийти к работе, которая позволит выйти на общеприемлемые договоренности, обеспечивающие стратегическую стабильность, – подчеркнул он. – Не хотел бы тем не менее предвосхищать события. Это первый раунд полномасштабных переговоров».
Известно, что к 2013 году Вашингтон планирует разместить элементы своей противоракетной обороны на территории Польши и Чехии. Россия выступает против этой системы, так как видит в ней угрозу для своей национальной безопасности.
Пока стороны остаются при своих мнениях. Барак Обама, будучи в статусе избранного президента, заявлял, что спонсирование этого проекта продолжится, если «он докажет свою боеспособность». Позднее прозвучало мнение, что вопрос ПРО будет связан с Ираном. То есть если Россия согласится на более жесткие санкции в отношении Тегерана, для защиты от ракет которого и развертывается система, то проблема ПРО «теоретически» может отпасть сама собой.
На это президент России Дмитрий Медведев заявил, что разменов не будет. Позднее Обама с правомерностью такой формулировки согласился.
Что касается возможного ответа Москвы в случае появления противоракет Польше и радара в Чехии Россия обещала разместить в Калининградской области тактические ракетные комплексы «Искандер». При этом после избрания Обамы президентом данный тезис был временно отложен в сторону – для уточнения позиций.
- «Перезагрузка» с усердием
- США отходят от ПРО
- Без надежды на ПРОрыв
- Прощай, атомное оружие
- Первый блин не комом
- Перезагрузка с оговорками
- Обама тоже не торгуется
- Вашингтон назвал условия
Что касается переговоров по заключению нового договора на смену СНВ, они пройдут в Москве с 19-го по 21 мая. Российскую делегацию возглавляет директор департамента внешнеполитического ведомства по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов, а американскую – заместитель госсекретаря Роуз Геттемюллер, которая ранее была шефом Московского центра Карнеги.
«Необходимо, прежде всего, выполнить поручение президентов России и США и добиться дополнительных сокращений. Будем учитывать все факторы, которые связаны с обеспечением надежной безопасности, включая ПРО и размещение вооружений в космосе», – напутствовал переговорщиков Лавров.
О стартующих во вторник консультациях министр высказывается не в первый раз. На прошлой неделе сразу после встречи с президентом США Бараком Обамой и госсекретарем Хиллари Клинтон он заявлял, что Москва и Вашингтон вполне могут договориться по стратегическим наступательным вооружениям, и позиции сторон «прояснятся в мае».
Известно, что срок действия СНВ заканчивается в декабре этого года, срок очень короткий. Ранее высказывались версии, что СНВ могут продлить, однако недавно было заявлено, что такого варианта развития событий не будет.
Напомним, что договор СНВ был подписан в 1991 году. Он обязывает Россию и США сократить количество ядерных боеголовок до шести тысяч, а их носителей – до 1600 с каждой стороны. В 2002 году в Москве был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1700–2200 единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года.
Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне 1 апреля поручили переговорщикам незамедлительно начать переговоры по новому документу и доложить результаты к июлю. Новый документ по СНВ должен зафиксировать уровни их сокращения ниже, чем в Московском договоре 2002 года.
Нужно отметить, что воплощение инициатив президентов России и США о ядерном разоружении потребует больших финансовых затрат. Поэтому процесс может затянуться из-за отсутствия у Вашингтона достаточного количества соответствующих средств утилизации. Об этом на прошлой неделе сообщила американская газета Daily Record.
Согласно информации Национальной администрации по ядерной безопасности США утилизация находящихся на вооружении американских ядерных боеголовок, не считая зарядов, которые администрация Обамы может сократить в рамках своей инициативы, при существующем развитии соответствующей инфраструктуры в США может быть завершена только к 2024 году. При этом утилизация содержащегося в зарядах оружейного плутония продлится после 2030 года.
Для сокращения тысяч ядерных боеголовок, что обещали сделать президенты Медведев и Обама в апреле, пока нет необходимых ключевых объектов по утилизации.
По мнению экспертов, строительство такой инфраструктуры – дорогостоящая задача, требующая немалого времени. Если объект в Техасе для хранения плутония от старого оружия может быть заполнен уже к 2014 году, а завод, необходимый для подготовки переработки плутония, не будет закончен до 2021 года. Сам проект стоит четыре миллиарда долларов.