Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевКредит доверия
Западные СМИ: «Медведев – нормальный парень»
Мировая пресса подчеркивает, что Дмитрий Медведев заметно изменил «внешнеполитический тон Москвы», но вот от общей линии не отступил ни на шаг, показав себя переговорщиком жестким и дружелюбным одновременно. При этом наблюдатели единодушно подчеркивают: экономические выгоды от сотрудничества с Москвой для Брюсселя важнее, чем любые политические разногласия. И рисковать этой выгодой ради Грузии и Прибалтики ЕС не собирается.
Прошедший в Ханты-Мансийске саммит Россия–ЕС оставил европейскую и американскую прессу в сложных чувствах: президент России Дмитрий Медведев показал себя улыбчивым, вежливым и радушным хозяином, однако в спорных вопросах от того, что принято считать «линией Москвы», не отступил ни на шаг.
Соглашение с Москвой не просто соглашение о партнерстве – это проверка на способность ЕС вести игру на мировой арене
Многие издания отмечали, что западносибирский город с населением всего 65 тыс. человек был выбран для проведения мероприятия столь высокого уровня неслучайно. Регион, столицей которого является Ханты-Мансийск, производит более половины российской нефти, или 8% мировой добычи. Именно это, считает Financial Times, позволило заметно облагородить инфраструктуру города, превратив его в символ достижений российской энергетической отрасли.
Однако европейские лидеры остались под впечатлением не столько от красот «нефтяного» Ханты-Мансийска, сколько от «новой тональности» во внешней политики Москвы. Так, The New York Times отмечает, что Дмитрий Медведев агрессивную риторику объективно не жалует и пытается применить к европейцам новую тактику: подчеркнутая вежливость и внешнее дружелюбие.
«Пятничные переговоры стали крупнейшим на сегодняшний день дебютом Медведева на международной арене, – пишет The Guardian, – и контраст между новым главой Кремля и экс-президентом Владимиром Путиным ошеломляет». «Путин на саммитах упражнялся в сардонических остротах, а то и вовсе намекал, что Россия, в случае чего, может нацелить на Европу ядерные боеголовки. Медведев, напротив, олицетворял само радушие», – отмечает издание.
Подобное поведение Медведева способствовало тому, сообщает Die Welt, что на пресс-конференции по итогам саммита участники единодушно излучали оптимизм. Они в один голос подчеркивали, что беседа проходила в дружественной и конструктивной атмосфере, и уверяли в существовании «стратегического партнерства» между Москвой и ЕС. «Медведев серьезно настроен на более тесное сотрудничество с Евросоюзом», – выразила уверенность еврокомиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер.
Между тем, как подчеркивает Le Figaro, несмотря на весь «интонационный оптимизм, Медведев не пошел на уступки ни в одном из ключевых вопросов и от линии Путина не отступил ни на шаг. Так, он осудил «очень тревожную тенденцию превращения евросолидарности в инструмент решения двусторонних проблем отдельных стран-членов ЕС», намекнув на Финляндию, у которой с Россией идет спор по поводу торговли лесом, а также на Польшу и Литву, вынудивших отложить начало переговоров о новом соглашении Россия–ЕС на полтора года».
«Пока рано судить о том, означает ли приход Медведева новую страницу в отношениях России с ЕС, которые нередко омрачались проблемами», – резюмирует The Guardian. Британское издание подчеркивает, что у зарубежных наблюдателей до сих пор нет оснований утверждать, что эпоха Медведева в корне отличается от эпохи Путина. «Путин, хотя и не присутствовал на саммите, но, подобно привидению, реял над заседавшими», – иронизирует газета.
К слову, радушный хозяин подарил руководству Евросоюза альбомы со своими любительскими фотографиями: на них запечатлены барочные херувимы, лодка, раскачивающаяся на покрытом рябью бирюзовом озере, утки, несколько пейзажей. Европейцы подарок оценили. «В нем развита культурная и эстетическая сторона, – сказал один из гостей о новом президенте РФ. – У него явно есть чувство юмора. Он приятный, нормальный парень, производит хорошее впечатление».
- Европа в рамках
- Приоритеты Медведева
- Стратегия Медведева
- Европа идет на север
- Медведев предложил Европе партнерство
Отметим, что столь единодушное изумление «новой тональностью» выглядят несколько странно. Все «стилистические акценты» Медведев расставил незадолго до саммита в интервью агентству Reuters. В частности, российский лидер пояснил, что «нюансы тона, нюансы произношения, нюансы стиля всегда присутствуют, благо «политик – тоже человек, у него тоже должен быть свой стиль и свой тон». Однако это ни в коем случае «не меняет базовых основ политики», да и не должно менять уже в силу того, что выстроенную при Путине внешнеполитическую линию Москвы сам Медведев разделяет и не видит причин ее сейчас пересматривать.
Что касается конкретных итогов, в центре внимания прессы – старт переговоров по новому базовому соглашению. При этом Financial Times считает, что ни в России, ни в Евросоюзе нет единого мнения о том, как именно и насколько плотно стороны должны контактировать. Западная Европа заинтересована в бизнесе, а Восточная по-прежнему боится российской гегемонии. Россия разделена на приверженцев углубления интеграции в мировую экономику и тех, кто хотел бы оградиться торговыми барьерами. «Обе стороны должны пойти на уступки и сознавать всю важность нового договора. Это не просто соглашение о партнерстве – это проверка на способность ЕС вести игру на мировой арене», – пишет издание.
При этом, сообщает Die Welt, Медведеву удалось добиться единодушия в вопросе о том, что газопровод «Северный поток», который пойдет из России в обход Польши в Германию и дальше – в Западную Европу, должен быть построен, и менять уже существующие планы (на чем настаивают, в частности, те же Польша и Прибалтика) неразумно. Так, Медведев призвал «не политизировать» этот проект, а председатель Еврокомиссии Баррозу, в свою очередь, признал, что речь идет, прежде всего, о коммерческом проекте, который ЕС поддерживает при условии, что будут соблюдены «европейские стандарты». Речь тут, однако, идет не о «евросолидарности», а об общеевропейских экологических требованиях.
В тоже время, немецкое издание отмечает, что новая инициатива Дмитрия Медведева по созданию структуры общеевропейской безопасности, которую он впервые озвучил еще в Берлине, подробностями не обросла. «Совершенно неясно, что он под этим подразумевает. «Коллективная безопасность» восходит к неустаревающим рефренам советской дипломатии. Например, должны ли Эстония, Латвия или Польша заключать с Россией пакт о взаимопомощи в случае внешней агрессии?», – задается риторическим вопросом Die Welt. При этом и еврокомиссары, и германский политистеблишмент встретили предложение Медведева, как минимум, заинтересованно. Теперь речь идет о конкретике.
Spiegel, в свою очередь, анализирует еще один «щекотливый» вопрос в отношениях между Россией и Западом – грузино-абхазский конфликт. Как сообщает издание, во время своей поездки по Европе Джордж Буш настоятельно просил канцлера Меркель «заставить Россию отказаться от своих провокационных акций в сепаратистских регионах и уважать территориальную целостность Грузии».
Однако интерес США к ее подопечной Грузии не должен перевешивать экспортные интересы Германии. «Ни Германия, ни ЕС в целом не склонны идти на конфронтацию с Москвой из-за такого региона, как Абхазия, насчитывающего меньше жителей, чем Бохум», – пишет Spiegel, отмечая, что в немецком МИДе хорошо понимают: грузинские ястребы явно демонстрируют склонность к военному варианту урегулирования, ввиду чего Тбилиси тоже можно назвать «агрессором» – вопрос лишь в том, с какого угла смотреть на проблему.
Многие европейские издания признают, что для ЕС выгоды от экономического взаимодействия с Россией превосходят некоторые расхождения в области политики. На это указывает и статистика: только с февраля 2007 по февраль 2008 года экспорт стран ЕС в Россию вырос с 11,6 млрд до 15,3 млрд евро – то есть на 33%. Объем товарооборота между ЕС и Россией составил в прошлом году примерно 200 млрд евро.
Перевод осуществлен с помощью портала Inopressa.