Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
5 комментариевВыборы в рублях
ЦИК огласил стоимость депутатства
Центризбирком подбил баланс партийных затрат на прошедшую избирательную кампанию. Самым затратной статьей для бюджетов партийцев стала агитация на телеканалах: только четыре прошедшие в парламент партии заплатили за нее в общей сложности почти полмиллиарда рублей. Правда, большинство их затрат теперь компенсируется государством. А вот аутсайдерам не повезло: на них еще висят долги за прошлую кампанию, хотя уже пришло время спонсировать новую.
Центризбирком России подсчитал, во сколько обошлись партиям выборы в Государственную думу.
Подписи за Михаила Касьянова оказались «золотыми», на их сбор потрачено 4,7 млн рублей
Предвыборная кампания традиционно прошла с размахом – только четыре прошедшие в парламент партии потратили на нее более 3 млрд рублей. Правда, теперь государство возместит победителям часть затраченных денег – по 5 рублей за каждого проголосовавшего за партию избирателя.
«Все избирательные счета партий обнулены, деньги снимались в том числе и после 2 декабря», – сообщил в среду журналистам член ЦИКа Евгений Колюшин.
Самой дорогой была кампания у «Единой России» – ее послевыборный отчет, занявший 43 тома документов, имеет итоговую сумму в размере 1,5 млрд рублей. Почти в два раза дешевле обошлись выборы для «Справедливой России» и ЛДПР. А коммунисты оказались вообще на редкость экономными и умудрились потратить за всю кампанию только 230 млн рублей.
Самой затратной статьей расходов для партий стала агитация на телеканалах. Четыре теперь уже парламентские партии потратили на нее более половины своих избирательных бюджетов – 663 млн рублей.
Впрочем, это не удивительно. Как пояснил Колюшин, агитация с телеэкрана всегда обходилась крайне дорого. Например, в рамках начавшейся президентской кампании за один 30-секундный ролик кандидата, размещенный на ОРТ в самое «нерейтинговое» время, предлагается раскошелиться на 141 тыс. рублей.
- ЦИК ждет партийных съездов
- Касьяновец попался на подписях
- Выборы под дулом пистолета
- Кандидаты в президенты начали борьбу
- Чуров подсчитал «президентов»
Другой ощутимой статьей расходов для партий стала печать листовок и других агитационных материалов. На них четыре победителя потратили в совокупности 40% общего бюджета.
Размещение агитации в печатной прессе оказалось куда менее дорогостоящим удовольствием и обошлось всего в 40 млн рублей. А самым дешевым, как оказалось, стало живое общение кандидатов с народом. На подобные мероприятия партии затратили только 20 млн рублей.
Впрочем, в эту смету не вошли такие расходы, как зарплаты и премии участникам кампании.
«Зарплаты руководители партий и работники аппарата как получали, так и получают во время выборов, а сверх этого им платят отдельно. Что касается оплаты так называемых консультаций, то она составляет 3–4% в избирательном бюджете партий», – ответил на вопрос газеты ВЗГЛЯД Колюшин.
Помимо прошедших в Думу «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», финансовые отчеты в ЦИК сдали и другие партии, в том числе не допущенные до участия в выборах. При этом, как отмечают в ЦИКе, партийцы раскрывали свои расходы гораздо охотней, чем в рамках кампании 2003 года.
«В отличие от прошлых парламентских выборов, на этот раз нам не пришлось ни за кем гоняться, как, например, тогда за Аграрной партией, у которой деньги тратило одно руководство, а отчитываться пришлось другому», – похвалил Колюшин партийцев.
Гоняться за проигравшими партиями теперь придется судебным приставам и журналистам. По закону аутсайдерам предстоит в течение года расплатиться за использованное «бесплатное» эфирное время и печатные площади. А это примерно по 130–170 млн рублей на каждую партию.
Кандидатам в президенты повезло чуть больше – на них в случае проигрыша никаких долгов за бесплатную агитацию не повесят. Впрочем, трат у них и без того хватит. Уже сейчас самовыдвиженцам пришлось разориться на финансирование сбора подписей в свою поддержку. При этом подсчитать, в какую сумму обошлась одна из необходимых 2 млн подписей, можно уже сейчас.
Так, Андрей Богданов официально истратил на сбор всего чуть более 800 тыс. рублей со своего избирательного счета. По сравнению с ним подписи второго самовыдвиженца Михаила Касьянова оказались «золотыми», на их сбор потрачено 4,7 млн рублей.
Были ли эти деньги потрачены зря, станет известно через 10 дней. После того как ЦИК проверит сданные подписи на достоверность.