Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
19 марта 2007, 19:55 • Политика

Прокуроров оставят не у дел

Прокурорам обрежут полномочия

Прокуроров оставят не у дел
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Самойлов

В понедельник комитет Госдумы по конституционному законодательству рекомендовал принять в первом чтении проект закона о создании Следственного комитета при Генпрокуратуре. По нему прокурорам запретят непосредственно вмешиваться в следствие, за ними оставят лишь функции надзора и обвинения в суде. Впрочем, к такому радикальному «обрезанию» прокурорских полномочий, похоже, оказались не готовы ни в самой Генпрокуратуре, ни на Охотном Ряду.

С подачи МВД соответствующие поправки в УПК и закон «О прокуратуре РФ» были внесены в начале марта в Госдуму депутатами от «Единой России» Алексеем Волковым и Алексеем Розуваном. Изменения предусматривают создание при Генпрокуратуре Следственного комитета и лишение прокуроров права непосредственно вмешиваться в ход следствия.

Аукцион свободы

Получается, что руководитель Следственного комитета будет замгенпрокурора, но Генпрокурору при этом подчиняться не будет

Сейчас прокурор одновременно руководит и надзирает за следствием: возбуждает и прекращает уголовные дела, дает указания следователям, а также представляет обвинение в суде. «Все находится в одних руках, это нонсенс, – пояснил газете ВЗГЛЯД один из авторов поправок Алексей Волков. – Чтобы хоть как-то преодолеть эту неконтролируемую ситуацию, необходимо разделить следствие и надзор за ним».

При таких полномочиях прокурор и впрямь – «всесильный начальник». Только от него зависит, будет ли дан ход делу или оно и до суда не дойдет. По слухам, взятки за открытие или закрытие уголовного дела в прокуратуре начинаются от 50 тыс. долларов. Заплатив кому надо, можно расквитаться с конкурентом по бизнесу, освободить жилплощадь, отобрать прибыльное предприятие.

Теперь за прокурорами предлагают сохранить лишь функции надзора и поддержки обвинения в суде, а главу Следственного комитета фактически уравнять по статусу с Генпрокурором. Как и последний, он будет назначаться Советом Федерации по представлению президента. «Это позволит снизить коррупционную составляющую на всех этапах расследования дел», – говорит Волков.

В Генпрокуратуре, напротив, считают, что реформа парализует следствие и разрушит до сих пор единую систему. Эту позицию в Госдуме последовательно отстаивает замгенпрокурора Сабир Кехлеров. Пока успешно. На прошлой неделе законопроект вызвал ожесточенные споры на заседании думского Комитета по безопасности, который является по нему соисполнителем. В итоге документ чуть было не положили под сукно, в пользу его принятия и отклонения было подано равное число голосов членов комитета.

В понедельник судьбу поправок решали на заседании профильного комитета по конституционному законодательству. Кехлеров и здесь как мог убеждал депутатов не спешить. Оказалось, в Генпрокуратуре не против разделения следствия и надзора. В ведомстве готовы поделиться полномочиями со следователями: разрешить обращаться в суд за санкцией, а также изменить механизм возбуждения уголовного дела. Замгенпрокурора даже поддержал идею создания единого Следственного комитета, в который могли бы войти следователи всех силовых ведомств – из МВД, Генпрокуратуры, ФСБ и ФСКН. Прекрасно понимая, что в этом случае согласования между парламентом и ведомствами затянутся еще лет на пять.

Неподконтрольный зам

Александр Хинштейн (фото: Митя Алешковский/ВЗГЛЯД)
Александр Хинштейн (фото: Митя Алешковский/ВЗГЛЯД)

«Но сейчас нам предлагается создать совершенно независимый от Генпрокуратуры, но в ее рамках орган, – возмутился Кехлеров. – Получается, что руководитель Следственного комитета будет замгенпрокурора, но Генпрокурору при этом подчиняться не будет. В результате будет разрушена единая централизованная структура, которую на сегодняшний день представляет собой Генпрокуратура».

Кехлеров считает, что следователи станут такими же «заинтересованными лицами», как сейчас прокуроры, но контролировать их станет сложно. Глава профильного комитета Владимир Плигин попытался было возразить: мол, у прокурора никто не отнимает право следить за законностью действий следователей. «Ни один начальник не станет писать жалобу на своего подчиненного, – возразил Кехлеров. – А вот по нынешней системе нижестоящий прокурор всегда может пожаловаться на вышестоящего».

«Это, действительно, мина замедленного действия, – засомневался в беседе с газетой ВЗГЛЯД депутат Госдумы (фракция «Единая Россия») Александр Хинштейн. – Следствие будет парализовано. Сейчас прокурор может влиять на работу следователя, написав на него представление. По новой схеме прокурор следователю не указ, первому остается только обращение в суд. А если учесть, что в предварительном следствии и дознании сейчас порядка 100 тыс. уголовных дел, можно себе представить, что получится на практике».

«Начнется волокита и неразбериха, – добавил в беседе с газетой ВЗГЛЯД коммунист (и бывший прокурор. – Ред.) Виктор Илюхин. – Между следователем и прокурором появятся негласные противоречия, прибавится формализма, расследование будет тянуться годами».

Ожидается, что в первом чтении депутаты рассмотрят законопроект в пятницу. Не исключено, что ко второму его ждут принципиальные изменения. По крайней мере, Владимир Плигин пообещал доработать документ «с целью недопущения снижения функций надзора и реального повышения уровня законности при проведении предварительного расследования». А это значит, что часть своих полномочий прокурорам все же удастся отстоять.

..............