Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевИтоги недели: экономическая блокада
Основная часть событий прошедшей недели происходила за пределами России, но при этом имела к ним самое непосредственное отношение. Прежде всего - коллизии вокруг так называемых непризнанных государств: к продолжающейся напряженной обстановке вокруг Абхазии и Южной Осетии добавился еще и кризис в Приднестровье. Владимир Путин посетил Алжир, а МАГАТЭ продолжало разбираться с иранской ядерной программой. А в Гааге умер Слободан Милошевич.
Едва ли главное событие недели – продолжающаяся эскалация конфликта вокруг Приднестровской Молдавская Республика (ПМР). Напомним, с 3 марта Украина и Молдавия ввели в отношении непризнанной автономии новые таможенные правила. Отныне приднестровские товары не смогут покинуть ПМР, не имея печатей молдавской таможни; это относится не только к экспортным, но и к импортным операциям.
На практике это означает лишь одно – экономическую блокаду. Или (как альтернатива) идти на поклон к Кишиневу. Что будет означать как минимум первый шаг к отказу от суверенитета.
Тяготы непризнанности
Цхинвали обвиняет Тбилиси в убийствах мирных жителей по национальному признаку
Понятно, что в этой ситуации Тирасполю остается рассчитывать лишь на поддержку России (отметим, что первые лица Евросоюза и ПАСЕ уже одобрили новую инициативу Ющенко и Воронина). МИД и Госдума выступили с достаточно жесткими заявлениями, но пока не вполне понятно, что будет предпринято помимо употребления суровой риторики. При этом важно понимать, что географическое положение ПМР (отсутствие прямой границы с Россией) делает республику крайне уязвимой – и, если честно, пока не понятно, как Москва сможет повлиять на развитие событий.
У Абхазии и Южной Осетии подобных проблем, по счастью, нет, однако и там все обстоит, мягко говоря, не вполне гладко. Не в последнюю очередь за счет достаточно однозначной поддержки, которую оказывает режиму Михаила Саакашвили Запад (чем не может похвастаться молдавский президент Владимир Воронин). Результаты такой поддержки налицо: аппетиты официального Тбилиси постоянно растут.
Так, после гибели четырех человек в результате обстрела автомашин в Гальском районе Грузия обвинила российских миротворцев «в неспособности контролировать ситуацию» и потребовала замены их на международные полицейские силы, что было недвусмысленно одобрено на берегах Потомака. Другой вопрос, что практическое решение этого вопроса представляется совершенно реальным, что связано с абхазской спецификой.
Что до Южной Осетии, то там сейчас ведется сбор данных о преступлениях Тбилиси против непризнанной республики в 1989–1992 годах и в 2004 году. После того как данные будут собраны, предполагается подача иска против Грузии в Международный суд ООН в Гааге; официальный Цхинвали рассчитывает получить от грузинской стороны значительную денежную компенсацию.
Цхинвали обвиняет Тбилиси в убийствах мирных жителей по национальному признаку, ущемлении прав человека и т. д. Власти непризнанной республики намерены отсудить у Грузии компенсацию. Если суд в Гааге примет иск, это будет второе судебное разбирательство, когда государство обвиняет в преступлениях не конкретного человека, а другую страну.
Тем временем на Западе…
В тюремной камере скончался бывший президент Югославии Слободан Милошевич |
К персоне Милошевича можно относиться как угодно, но решение не отпускать пожилого тяжелобольного человека на лечение, согласитесь, это уже за гранью добра и зла. «Очень по-общечеловечески», – как мрачно пошутил один из наших корреспондентов. Особенно с учетом того, что мертвый Милошевич куда более выгоден Западу, чем живой.
Тем временем в Вене на сессии МАГАТЭ обсуждался вопрос об Иране. Международные атомные чиновники оказались в крайне непростом положении – и принятое решение можно назвать половинчатым. Доклад генерального директора агентства Мухаммеда аль-Барадеи был передан в Совет Безопасности ООН (постоянные члены которого уже приступили к его рассмотрению). Однако самого радикального шага сделано не было: иранское досье в Совбез так и не передали; к тому же было объявлено о продолжении инспекций в Иране. Так или иначе, дальнейшее развитие событий будет зависеть уже от СБ ООН, в котором, напомним, Россия имеет право вето.
То, что Иран занимает одно из первых мест в мире по добыче нефти, факт достаточно известный. Менее известным является тот факт, что страна занимает второе место в мире (после России) по запасам природного газа. Кстати, именно на иранское голубое топливо, судя по всему, переходит сейчас Грузия – используя для оплаты в числе прочего щедрые американские субсидии. Такая вот забавная ситуация.
Если в Тбилиси российскому газу предпочли иранский, то в Европе сейчас много говорят о необходимости развития сотрудничества с еще одним крупным экспортером газа – Алжиром. В этой связи прошедший на прошлой неделе визит в эту страну Владимира Путина вряд ли можно считать рядовым явлением.
Особенно в связи с тем, что именно энергетике была посвящена основная часть программы визита. Речь идет о подписании Газпромом и ЛУКОЙЛом меморандумов о взаимопонимании с алжирской Национальной компанией по исследованию, производству, разработке и транспортировке углеводородов (СОНАТРАК). Также предполагается развивать сотрудничество и в оборонной сфере. Так, достигнута договоренность о поставках самолетов МиГ-29СМТ (уже в этом году), Су-30МКИ и Як-130.
Общая сумма контракта достигает 3,5 млрд. долларов, и на этом фоне вполне логичным выглядит решение российской стороны о списании алжирской задолженности в размере 4,7 млрд. долларов. Особенно с учетом того, что подписанные соглашения имеют не только экономический, но и политический характер – не в последнюю очередь благодаря возможности координировать в перспективе действия двух стран на рынке природного газа.
Наблюдать с грустью
Соратники Дмитрия Рогозина на состоявшихся в воскресенье выборах могли лишь с грустью наблюдать за происходящим |
Как говорится в известном анекдоте, «вы будете смеяться, но…». В общем, партию «Родина» сняли с выборов еще в двух российских регионах. На сей раз Верховный суд РФ признал законными соответствующие решения Кировского и Курского областных судов, и соратники Дмитрия Рогозина на состоявшихся в воскресенье выборах могли лишь с грустью наблюдать за происходящим.
И еще немного забавного. На днях Виктор Ющенко заявил о необходимости проведения национального референдума по вопросу о вступлении страны в НАТО. По его словам, вступив в альянс, Украина намерена поставлять своим новым партнерам танки, самолеты и корабли.
«Чего же тут смешного?» – спросите вы. А два момента. Во-первых, вероятность того, что военные корпорации Запада «подвинутся» в пользу украинского конкурента, выглядит практически нулевой: чудес в мире капитала не бывает. Не говоря уже о том, что принятые в НАТО системы вооружения основаны на вполне конкретных западных технологиях, и как к этому приспосабливаться киевским и днепропетровским чудо-оружейникам, решительно непонятно.
- Смерть бывшего президента
- Итоги недели: гости и неудачники
- Итоги недели: Россия на Олимпиаде и в политике
Однако вопрос об экспорте продукции ВПК – это еще полбеды, куда любопытней другое. Дело в том, что господин Ющенко всю дорогу был как раз противником проведения референдума. Что и неудивительно: по данным социологических опросов, предложение о вступлении Украины в НАТО будет с треском провалено. И что заставило украинского президента на 180 градусов поменять свою точку зрения, опять-таки непонятно. Впрочем, осталось аккурат две недели до выборов в Верховную раду, и политики пытаются всеми средствами привлечь внимание к своим персонам. Другой вопрос, что зачастую эти средства оказываются на редкость неудачными.