Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевИран и США смогут договориться
Иран ведет с США закулисный торг
Сегодня в МГУ в рамках образовательной программы фонда «Государственный клуб» состоялась лекция бывшего начальника внешней разведки КГБ СССР генерал-лейтенанта Леонида Шебаршина, посвященная ситуации вокруг Ирана. По мнению разведчика, возглавлявшего резидентуру КГБ в Тегеране во время исламской революции, несмотря на воинственную риторику, Иран склонен искать компромисс с Соединенными Штатами и шанс на такой компромисс есть.
Как отметил Шебаршин, с виду ситуация выглядит просто: Иран наращивает ядерный потенциал, а США стремятся этому помешать.
В исламской революции соединились ислам, неприязнь к иностранцам и неотделимый от ислама национализм
Однако на самом деле за сегодняшним поведением Ирана стоит несколько веков его подчинения великим державам. До исламской революции 1979 года, по оценке разведчика, Иран являлся типичной полуколонией, сферой интересов сначала России и Англии, а потом США, и Тегеран не стремится возвращаться к этому статусу. Именно с этим и связаны его попытки заполучить ядерное оружие.
Как напомнил разведчик, в исламской революции соединились ислам, неприязнь к иностранцам и неотделимый от ислама национализм. Исламская революция проходила под антиамериканскими лозунгами. Однако роль исламской республики в деле «Иран-контрас» (стране нужно было оружие и запчасти к технике, которые Иран не постеснялся купить у США) является лишним свидетельством того, что в политике за внешней непримиримостью не всегда стоят принципиальные мотивы.
Поэтому Иран, по мнению разведчика, не исключает для себя возможности достичь компромисса с Соединенными Штатами, которые пока не хотят принимать во внимание заверения исламской республики о мирном характере ее ядерной программы.
В своей пропагандистской кампании против Ирана США допускают сознательные искажения заявлений иранских лидеров, считает Леонид Шебаршин. Так, процитированные президентом Ахмадинежадом слова аятоллы Хомейни о том, что Израилю не место на карте мира, были переведены как «Израиль должен быть стерт с карты мира». Независимая американская пресса оказывается на удивление единой, поддерживая линию, заданную республиканской администрацией.
Гениальным изобретением американской пропагандистской машины бывший начальник Первого главного управления КГБ СССР Шебаршин назвал термин «международный терроризм», под который можно подвести все что угодно. В случае с Ираном ему ставится в вину поддержка движения «Хезболлах» в Ливане, которое, по мнению разведчика, является не террористической, а политической организацией.
В этих условиях Иран прибегает к своей излюбленной тактике уверток и отсрочек, продолжая тем временем наращивать свой ядерный потенциал. Бывший начальник внешней разведки КГБ СССР уверен в том, что между Ираном и США идут закулисные переговоры и по внешним признакам видно, что Америка идет на уступки.
Вопрос заключается лишь в том, удастся ли Ирану выторговать цену побольше. «Я думаю, что шансы на компромисс есть», – считает Шебаршин. При этом если иранцам удастся договориться с Америкой, то их интерес в сотрудничестве с Россией упадет. Как следствие, американские компании займут место российских в иранской атомной промышленности.
- Мир становится ядерным
- Догнать и перегнать Америку
- Россию прогоняют из Ирана
- Америка целится из Европы
- Иран не верит США
- Сверхзвуковые «Молнии» Ирана
На военную же операцию против Ирана американцы, по мнению разведчика, не решатся, поскольку завязли в Ираке и Афганистане. «Американцы, к счастью, не так сильны, как того опасается мир», – отмечает Леонид Шебаршин.
Анализируя американскую политику, генерал-лейтенант предлагает отрешиться от американской демагогии. По его мнению, главным мотивом действий США в отношении Ирана является установление контроля над иранской нефтью и ее транспортировкой. «Битва за нефть приобретает ожесточенный характер, и, как только ее нехватка станет критической, великие державы не постесняются использовать силу», – заключил бывалый разведчик.