Время стирает некоторые грани, и так уж случилось, что чисто профессиональный праздник воинской доблести 23 Февраля иногда воспринимается как праздник «общемужской». Не важно, служил ты в Вооруженных силах или нет – получи поздравления. Наверное, в таком современном контексте Дня защитника Отечества есть своя правда. Россия – мирная держава, а каждый мужчина должен в любой момент быть готовым защитить все, что он ассоциирует с Родиной. Мать, любимую, детей, землю.
Наш регион имеет без преувеличения стратегическое значение для обороны страны, а значит, и расположенные в западной губернии военные части должны соответствовать этой задаче
И тем не менее для целого ряда городов и регионов страны этот праздник до сих пор имеет особую, концентрированно военную окраску. По вполне понятным причинам. Даже если формально житель этого края не имеет отношения к Вооруженным силам, вся земля вокруг пропитана русской военной историей, военной традицией. Таков Севастополь. Вилючинск. Владивосток. Североморск. И, конечно же, Калининград и Балтийск.
День защитника Отечества для большинства жителей Калининградской области – свой, местный, праздник. Наш уголок страны – боевой форпост, союз армии, флота и рядовых жителей области. Тот самый регион, который, как и вышеперечисленные гарнизоны, сохранил и пронес через годы лихолетья законы офицерской чести.
А лихолетье случалось в нашей стране, увы, не однажды. И последний (хочу верить, что самый последний) удар был нанесен по нашим Вооруженным силам в те самые смутные 90-е, когда военная группировка, располагавшаяся здесь в советское время, оказалась сокращена до минимума. В результате заискивания перед Западом была расформирована стотысячная 11-я гвардейская армия. Сотни кораблей, подводных лодок и самолетов пошли под сварочный резак «на иголки». Зарплата не приходила многие месяцы, а семьи военных не умирали с голоду только благодаря пайкам да случайным подработкам. После советского уровня престижа военной службы офицеры внезапно обнаружили, что они не нужны ни государству, ни обществу. С высоких трибун и печатных страниц день ото дня вдалбливалось одно и то же: долг и присяга – это бессмысленные и напрасные субстанции.
Военные профессионалы не выдерживали таких унижений, писали рапорты и уходили. Но остались и те, кто сумел сохранить традиции русского воинства, не позволить втоптать в грязь сущность армейского бытия, разрушить флот окончательно.
Лихие времена канули в Лету, и Калининградский укрепрайон выдержал и эту, самую тяжелую, пожалуй, в своей истории осаду.
В конце нулевых и особенно в десятые годы на прежних руинах зашевелилась жизнь. Началось развертывание новой боевой техники – не только не хуже, а по многим параметрам круче натовской. Строй Балтфлота стали пополнять современные корабли – сторожевой корабль, корвет, дизельная подводная лодка. Началось строительство нового пирса и углубление дна акватории в Балтийске. В Черняховске, на базе морской авиации, впервые с начала 90-х приземлились новые, с иголочки, самолеты. Сенсацию в странах НАТО вызвало появление под Калининградом зенитных комплексов С-400 «Триумф», а прошлой осенью – развертывание «Искандеров». Престиж воинской службы снова значительно вырос.
Хотя пропаганда сопредельных стран и уверяет, что Россия наращивает свою группировку в западной губернии, угрожая соседям вторжением, натовские генералы отлично знают, что происходит на самом деле. Россия действительно восстанавливает калининградскую группировку – но далеко не в советских масштабах и, разумеется, без каких бы то ни было планов агрессии. Наш регион имеет без преувеличения стратегическое значение для обороны страны, а значит, и расположенные в западной губернии военные части должны соответствовать этой задаче. Офицеры должны получать большую зарплату и жить в комфортных квартирах. Самолеты – летать и вовремя ремонтироваться. Корабли – регулярно ходить в море. Ровно то же самое, что делают вооруженные силы Соединенных Штатов и прочих стран НАТО. Все это делается Россией для обороны, не для агрессии. Россия очищает и точит свой заржавевший за последние двадцать лет штык – но вовсе не намерена обнажать его первой.
Поэтому никто среди нас, кто служил не в штабах, не обижается, что в стране этот день уже приобрел общенародный и почти гражданский контекст. Однако не сомневаюсь, что большинство калининградцев первый тост за праздничным столом поднимут за тех, кто сохранил славные традиции наших предков.