17 января, вторник  |  Последнее обновление — 00:31  |  vz.ru

Главная тема


Джо Байден приезжал в Киев «подчищать концы» за сыном

Война в Сирии


Боевики ИГИЛ взяли в кольцо авиабазу Дейр-эз-Зор

«Это необходимый шаг»


Министр пообещал украинцам шоковую пенсионную реформу

Большая политика


Меркель ответила на критику Трампа

Неожиданный союзник


Россия вооружит ливийского мятежного генерала

кубанская сказка


Супермодель подарила 1 млн рублей на дом для дяди Миши

Непризнанные республики


Киев выставил условия для проведения выборов в Донбассе

Ближний восток


Иран открыл огонь по беспилотнику над Тегераном

операция ВКС


Минобороны Сирии показало работу российских вертолетов (видео)

Давосский форум


Дмитрий Дробницкий: Всех, кому Америка должна, придется «простить»

Фильм «Викинг»


Егор Холмогоров: Что за странные лысые грязные люди в кожанках?

Байден в Киеве


Владислав Бриг: Обстрелы со стороны ВСУ и зондеркоманд усилятся

на ваш взгляд


Как бы вы предложили наказать не уступившего дорогу водителя «Скорой помощи»?


Иван Демидов: Соврискнем?!

Иван Демидов, председатель президиума Фонда развития современного искусства
   12 января 2017, 12:40

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Давайте поговорим о картинках. У современного искусства много ипостасей – но сегодня поговорим о самом зрительски понятном направлении.

«Государство не должно любить совриск. Массы не должны любить совриск. Пусть стоят в очереди на Серова и Айвазовского»

Итак, о картинках. Это когда берется холст, картон, доска, бумага, стена, экран и тушью, карандашом, темперой, маслом, кровью...

Рубрика «Мнение» не подразумевает иллюстраций, поэтому поговорим.

В Москве на Тверской, 21 в Музее современной истории России с успехом проходит выставка современного искусства «Актуальная Россия. Среда обитания».

Представлены работы Павла Пепперштейна, Гора Чахала, Дмитрия Каварги, Виталия Пушницкого, Андрея Гросицкого, Валерия Чтака, Павла Отдельнова, Рината Волигамси, Игоря Пестова, Олега Хвостова, Дианы Воубы, Алексея Беляева-Гинтовта и многих-многих других.

«О других эпохах мы судим по искусству, о нашей – по заголовкам газет; попробуем сменить оптику!» – звучит в анонсе проекта.

Я думаю, «совриск» (современное искусство) – это передовая культурного фронта в битве за образ будущего. Сегодня сама философия, которая в сражении за умы одержала в Новое время победу над богословием, пасует перед сверхмодным и сверхактуальным совриском.

Современное искусство мгновенно отображает любой дискурс – этический и эстетический, идеологический и политический.

Давайте говорить честно. Политический – главным образом.

Сегодняшние идеологи современного искусства легко вступают в дискуссию о свободах, но при этом термином «независимый и актуальный» называют лишь то, что соответствует определенной идеологии.

На ваш взгляд

 
Какие виды вмешательства общественных активистов в культурную жизнь вы могли бы одобрить, если разделяете их позицию?









Можете выбрать несколько вариантов ответа
Обсуждение: 77 комментариев
Вернемся к выставке. К картинкам.

Совриск освоил новую площадку. Это хорошо?

Шестьдесят художников, как хорошо известных, так и начинающих и перспективных, со всей России выставили последние и актуальные работы – тоже хорошо?

Впервые за полвека министр культуры не только пришел на выставку актуального искусства, не только публично рекомендовал ее к обязательному посещению, но и поручил рассмотреть вопрос закупки этих работ. Больше того, попросил продлить выставку еще на месяц! Казалось бы, куда уж лучше?

Хорошо. Для многих. Но, как говорится, есть и особое мнение.

Процитирую фрагмент поста одного из художников, участника выставки: «Актуальная Россия» висит уж две недели, а рецензиям, комментам, всхлипам и выкрикам несть числа. Даже не припомню такого. Похоже, куратору удалось развернуть острие провокативности в саму толщу арт-сообщества... Вой стоит как в ночном лесу». Конец цитаты.

Категорически не устроил «ряд представителей просвещенной общественности» статус организаторов.

Совриск привык к скандалам. Зритель приучен к слову «провокация».

Однако в этот раз нет на выставке ни попранных государственных флагов, ни чучел животных на Рафаэле, ни членовредительства молотком, ни поджогов. И откуда скандал, и с чего вдруг ажиотаж – со стороны непонятно. Зато в общем потоке всей этой даже не критики – пламенного шельмования – отчетливо слышен общий мотив.

«Государство не должно любить совриск. Массы не должны любить совриск. Пусть стоят в очереди на Серова и Айвазовского. Современное искусство – для элиты. Для избранных. Но уж если и учить простой народ совриску, то только под нашим контролем и с нашим пониманием того, «что есть истина»!

Это очень напоминает историю публичного интернета. Пока сетевое пространство было уделом избранных либералов – свобода без ограничений. Только вспыхнет в комментариях и соцсетях «восстание масс» – призыв к запретам и блокировкам. Не для плебса делали. Не для Трампов и RT.

Существует большой соблазн ответить на критику и углубиться в частности. Ловить на неточностях и передергиваниях, уточнять критерии и формулировки, попенять на недопустимо высокомерный, хамский тон... Ну, да Бог с ним. Делать это бессмысленно и бесполезно, поскольку ясен мотив недовольных.

«Вторжение» государства на территорию совриска вызывает понятный страх лишиться уютной монополии.

Страх порождает поток неаргументированной и эмоциональной критики. Вплоть до угроз лишить художника права считаться не только «современным», но даже «хорошим». Но это, мягко говоря, смешно, коллеги.

У государства во многих направлениях его работы есть такая устойчивая директива – «обеспечить широкий доступ».

И обеспечивает – десятками институций, сотнями проектов, событий, мероприятий, выставок и фестивалей современного искусства. Так что с прежними идеологическими и вкусовыми монополиями можно распрощаться.

Мы, создатели выставки, не можем прибегнуть в ответ на критику к расхожему аргументу «не нравится – не смотри».

Во-первых, это входит в смысловое противоречие с понятием «выставка», а во-вторых, «осуществление просветительской деятельности» записано первой целью в уставе любого государственного музейного учреждения России.

Любой призыв сегментировать аудиторию, делить зрителей на «правильных» и «неправильных» – это если не саботаж, то цензура – пострашнее «казаков на выставке». Не наш метод.

Мы рады всем зрителям: любящим и скептически настроенным, понимающим и готовым категорически все отвергнуть.

И вы, дорогие критики, приходите еще. Вы же поджигать ничего не будете? Мочой плескаться на работы коллег? Приходите! Выставка продолжается!

Совриск теперь общий.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Владислав Бриг: Самому богатому чиновнику Украины впору задуматься

Не вижу смысла в приезде Байдена, который через несколько дней покинет свой пост – кроме как в обсуждении с киевским режимом методички по усилению провокаций. А напоследок Байден убил своего украинского холопа Порошенко одним требованием. Подробности...

Захар Прилепин: Классическая русская литература сама по себе – исключение

Максим Виторган рассказывает: «Я прочитал Прилепина «Семь жизней», который остается… удивительным для меня образом, но остается прекрасным писателем совершенно, хотя… Ну, я не буду начинать этот разговор». Да ладно, я знаю, о чем разговор. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Вероника Крашенинникова: Россия в этой битве будет камнем преткновения

Предполагаемое «досье» на Трампа охватывает широкое поле от секс-похождений Трампа в России до киберопераций, приписываемых российским властям. Читается бумага как шпионский роман из привокзального киоска. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Давос, Трамп и «Большой ноль»

Ежегодно в швейцарских Альпах собираются сильные мира сего. Два спикера этого экономического форума, несомненно, будут купаться в лучах славы, хотя слава эта для глобалистской элиты сродни славе троянской Кассандры. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Антон Крылов: Крики с прокрустова ложа

Самые громкие темы минувшей недели – прошедший первое чтение в Госдуме законопроект об отмене уголовного наказания за побои в семье и вероятная передача Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге церкви. Все как мы любим. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

Мария Дегтерева: Хоть бы закон о побоях читали

Те, кто страшно возмущен новым законом о побоях в семье, в большинстве своем в глаза не видели старый, судя по постам в «Фейсбуке». Попробую объяснить. Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Дмитрий Родионов: Почему Трамп ополчился на Китай и готов на «дружбу» с Россией

Идеальный вариант для США – как был тогда, так и остается сейчас – столкнуть Москву и Пекин в противостоянии друг с другом. Если и не военном, то торгово-экономическом. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Борис Межуев: О реализме и берегах цивилизации

России для сделки с Западом нужна третья идеология – по ту сторону реализма и этнонационализма: введение в политический дискурс языка этой идеологии окажется серьезным переворотом в системе международных отношений. Назовем эту идеологию «цивилизационным реализмом». Подробности...
Обсуждение: 171 комментарий

Общественное мнение: Кажется, «Дождь» кончился

Телеканал «Дождь» сообщает, что Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания запретил вещание телеканала «Дождь» на территории Украины... Это не хохма. «Дождь» запретили на Украине! «Дождь»! Подробности...
Обсуждение: 62 комментария

Татьяна Шабаева: Как убить Шерлока Холмса

Что может быть курьезнее, чем наемная убийца в качестве морального авторитета, произносящая пафосные банальности и с того света поучающая Шерлока Холмса, что он должен «сойти в ад», чтобы «спасти Ватсона»? Видимо, публика уже созрела для того, чтобы это проглотить. Подробности...
Обсуждение: 70 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............