Ситуация с массовыми отказами в допуске адвокатов к содержащимся под стражей доверителям по причине игр госчиновников с формой адвокатского удостоверения перешла из прошлого года в 2016-й и грозит стать хронической.
Проблема с адвокатскими удостоверениями выскочила в прошедшем году, как черт из табакерки. До сих пор никто внятно не может дать ответ: по какой причине и в связи с чем?
В один несчастный для адвокатуры день власти обратили свой взор на адвокатское удостоверение
Напомню, что удостоверения общероссийского образца адвокатам стали выдавать в связи с принятием в 2002 году Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». На тот момент уполномоченным государственным органом в области адвокатуры был Минюст России, а удостоверения адвокатам выписывали территориальные органы юстиции.
Фотографию адвоката в удостоверении заверяли красным оттиском так называемой малой выжимной печати размером с двухрублевую монету. В центре оттиска красовался двуглавый гербовый орел, а по окружности шла надпись: «Министерство юстиции Российской Федерации».
Никто на тот момент и не предполагал, что эта маленькая штучка – оттиск печати – наделает в будущем столько проблем, затронет много судеб и станет героиней новостных репортажей.
Но тогда, в начале нулевых, все было чинно и благородно. Сначала на адвокатские удостоверения ставил печати территориальный орган юстиции. Затем в 2004 году вопросы адвокатуры передали в Федеральную регистрационную службу, и адвокатские удостоверения стали выдавать региональные управления Росрегистрации.
Смена ведомства в области адвокатуры, как ни странно, не повлекла никаких катаклизмов: действовали как удостоверения, выданные ранее территориальными управлениями юстиции, так и подписанные руководителем региональной регслужбы.
В 2008 году адвокатуру вернули обратно в Минюст – под его «надзор и контроль», как это указали в президентском указе о вопросах Министерства юстиции. Надо сказать, что адвокатов эти ведомственные перестроения мало трогали, поскольку адвокатура – независимый и самоуправляемый институт. Разве что вновь поменялось место, где выдают удостоверения адвоката.
В остальном с адвокатской деятельностью все оставалось по-прежнему, как и не наблюдалось каких-либо проблем по поводу адвокатских удостоверений и прохода по ним в органы расследования, суды, следственные изоляторы, тюрьмы, колонии и другие места, где приходится работать адвокату.
И вдруг (а хочется сказать: «в один несчастный для адвокатуры день») власти обратили свой взор на адвокатское удостоверение. То ли степень защиты удостоверения не понравилась – хотя не припомнится случая, чтобы их кто-то подделывал, то ли еще что-то. В общем, решили его улучшить.
И, как говорил незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, «если делать, так по-большому»: решили, что вместо оттиска «выжимной печати» будет голограмма. Жаль, что в нужный момент никто не вспомнил народное «Не чеши там, где не чешется».
Хотя поначалу все было чинно-благородно: вновь принятые в адвокатуру светили своими «голограммными» удостоверениями, но и выданные старожилам с «выжимной печатью» тоже принимались.
И вдруг – до сих пор никто не может объяснить, чем было вызвано это «вдруг» – все поменялось. Адвокатов перестали пускать к подзащитным, заключенным под стражу или отбывающим наказание. Поначалу Федеральная служба исполнения наказаний (именно их сотрудники осуществляют пропускной режим в следственные изоляторы, тюрьмы и колонии) перестала признавать голограммные удостоверения. Но вскоре претензии стали предъявлять также и к удостоверениям, выданным ранее управлениями Росрегистрации.
Минюст России в спешном порядке издал циркуляр о замене «проблемных» удостоверений на новые – с большими синими печатями. Это не спасло, а только ухудшило ситуацию: теперь ФСИН перестала признавать не только «проблемные» удостоверения, но и те, первоначальные, с «выжимной печатью», к которым ранее никогда претензий не было.
В итоге, вспоминая все того же политика, «хотели как лучше – получилось как всегда». Тревожные сигналы об отказе в допуске адвокатов к своим доверителям посыпались в Федеральную палату адвокатов с различных территорий. При этом поводы для отказа в признании адвокатских удостоверений высказывались самые различные, то есть бессистемно. Систему залихорадило, и она пошла вразнос. Проблемой занялся лично министр юстиции.
- Правда и милость да здравствуют в судах
- Обойдемся без государства
- СК: Навальный получил статус адвоката незаконно
- Минюст запретил заключенным ругаться матом
Для разрешения ситуации Министерство юстиции РФ подготовило законопроект о внесении изменений в законодательство об адвокатуре и представило его в правительство. Предлагаются изменения в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» – о том, что форма и порядок выдачи адвокатского удостоверения устанавливается федеральным органом юстиции. После принятия данных изменений Минюст устанавливает порядок, по которому все ранее выданные удостоверения имеют силу, и проблема полностью снимается.
Но по совсем непонятной причине проект федерального закона в правительстве «завис» и продолжает «висеть» по сей день. Вроде пройдены все согласования и прочие необходимые процедуры. Но в Государственную думу законопроект не передают.
Правительственные чиновники не прислушиваются к доводам, проблема остается нерешенной, конституционные права граждан на получение квалифицированной юридической помощи нарушаются, так же как и профессиональные права адвокатов.
А сделать нужно совсем немного – передать уже согласованную редакцию законопроекта в Госдуму для его скорейшего принятия, тем более что никаких финансовых затрат на его реализацию из бюджета не требуется.