В декабре 2014 года президент России, говоря об основных задачах и направлениях развития страны на грядущий год, в качестве одного из приоритетов назвал однократную и масштабную амнистию капиталов.
Амнистия капиталов, их легализация неизбежно приводит и к определенным налоговым послаблениям
Не все и не сразу поняли, о чем идет речь, много было разговоров о том, что деньги любят тишину и спокойствие, а у нас, мол, совсем не тихо и не спокойно, о том, что амнистия рассорит нас с Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФАТФ), о неравенстве тех, кто умудрился держать деньги и иное имущество в отечественной юрисдикции, и тех, кто предпочел переместиться в низконалоговые гавани, и, наконец, о том, что амнистию надо увязать с вступающим в силу законом о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (в народе «закон о деофшоризации»).
Однако времени на подготовку закона, который бы облек идею главы государства в правовую форму, и его проведение через все законодательные ступени было отведено полгода, а посему уже в конце марта 2015 года правительство внесло соответствующий проект в Госдуму, открестившись, правда, от термина «амнистия капиталов», чтобы не «смущать» желающих легализовать свое имущество тем, что они якобы ранее что-то там не очень хорошее и подобающее совершали или совершили.
Тем не менее для удобства восприятия в терминологическом плане останемся все же вместе с термином «амнистия», хотя, конечно, в правовом плане возникают серьезные вопросы к тому, как можно простить за недоказанное, а соответственно, и несовершенное правонарушение или преступление?
Коротко хотелось бы проанализировать вопрос о том, содержит ли амнистия капиталов обязательные элементы амнистии налоговой. И здесь все говорит о том, что легализация с разрешения государства определенного имущества, несомненно, влечет за собой целый ряд изменений в порядке его налогообложения.
Ведь не случайно в Италии обсуждают, сколько потеряла казна от проведения в 2009 году крупнейшей в итальянской истории амнистии капиталов под названием «Налоговый щит 3».
Сегодня в Италии стало модным говорить о том, что объявленная в 2009–2010 годах правительством Сильвио Берлускони и Джулио Тремонти амнистия капиталов под названием «Налоговый щит 3» привела к потере итальянским государством по меньшей мере 700 миллионов евро налогов: такова сумма сэкономленных налогов одними только клиентами швейцарского филиала банка HSBC, список которых был опубликован Фальчиани.
Эти расчеты были выполнены независимыми экспертами журнала «л`Эспрессо» и основаны на общедоступной информации, распространенной итальянской Финансовой гвардией. В списке Фальчиани содержатся имена 7499 граждан Италии, которые хранили в швейцарском филиале банка финансовые активы на общую сумму 7 миллиардов 452 миллиона евро.
Главное управление Финансовой гвардии провело 3276 проверок, в результате которых был подтвержден только 741 миллион евро так называемых незадекларированных доходов. На сегодняшний день итальянское государство получило из этой суммы только 30 миллионов евро.
Из 3276 проверенных на март 2015 года граждан Италии 1264 человека смогли обосновать свои действия применением процедур «Налогового щита 3», который позволил им легализовать неучтенные активы в размере 1 миллиард 669 миллионов евро. Без применения процедур «Налогового щита» указанные 1264 уклониста должны были бы заплатить в казну налоги, исходя из средней ставки в 30%, от суммы в 1 миллиард 669 миллионов евро, то есть около полумиллиарда евро.
Новые итальянские власти под руководством премьера Маттео Ренци, следуя в фарватере общеевропейского подхода к налоговым уклонистам, в декабре 2014 года разработали процедуру так называемого добровольного раскрытия информации об активах.
Однако если сравнивать эту процедуру с предыдущим «Налоговым щитом», то можно смело сказать, что она равноценна доносу на самого себя: лицо, прибегнувшее к этой процедуре, теряет право на анонимность, должно уплатить налоги в полном размере, при этом получая возможность освобождения только от штрафных санкций по ним.
Основываясь на приведенных фактах, можно сказать, что амнистия капиталов, их легализация неизбежно приводит и к определенным налоговым послаблениям, будь то уплата пятипроцентного фиксированного платежа или освобождение от штрафных санкций за неуплату налогов.
Таким образом, амнистия капиталов есть устанавливаемое государством временное изменение порядка контроля над получением доходов и осуществлением расходов физическими лицами и организациями, в том числе возможное изменение порядка налогообложения неучтенных денежных средств, направленное на их легализацию и возвращение в страну происхождения.
Говоря также о том, что предполагает наш отечественный законопроект № 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках», можно отметить, что в специальную декларацию можно будет включать сведения:
1) об имуществе, в отношении которого физическое лицо является собственником;
2) о контролируемых иностранных компаниях;
3) об открытых на дату представления декларации физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем.
Так что перечень достаточно широк, однако идея, заложенная в основу амнистии, заключается в том, чтобы сделать это один раз и навсегда и, по словам президента, «легализовать не только то имущество, которое есть в офшорах, но и то имущество, которое записано, переписано, скрыто на каких-то подставных фирмах, на родственников и так далее внутри самой России».
Таким образом, грядущая амнистия капиталов может стать фундаментом для строительства настоящего моста доверия между физическими лицами, принявшими решение о переводе своих зарубежных активов в отечественную юрисдикцию, и государством, установления подлинно партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и учете интересов друг друга.