Вряд ли кто-то будет отрицать тот факт, что живем мы сейчас во времена глобального использования интернета во всех отраслях экономики и повседневной жизни. Значительные объемы торговли, автоматизации заказов и формирования общественного мнения завязаны непосредственно на глобальные сетевые коммуникации, и от этого уже никуда не уйти.
Речь идет лишь о том, чтобы в случае политического решения Запада не оставить страну без интернета
Удобство, скорость и комфорт, обеспечиваемые интернетом, вряд ли позволяют поставить под сомнение утверждения о критической важности контроля общества и государства за его ключевыми элементами.
События последнего года демонстрируют нам крайнюю важность наличия всех элементов стратегической инфраструктуры на территории России и под ее контролем. Относится это и к интернету, при всей кажущейся хаотичности и внешней неподконтрольности Сети.
А ведь процесс повышения уровня суверенности России происходит, что парадоксально, не без помощи наших иностранных «партнеров». Перекрыли нам западноевропейские и американские источники кредитования – российские компании пошли на восточные площадки, на Гонконгскую и Шанхайскую биржу. Да, может, условия там не столь привлекательны, только в обмен от тебя «добрые» инвесторы не требуют сдавать и предавать собственную страну.
После того как «Виза» и «Мастер Кард» прогнулись под Вашингтон и заблокировали транзакции отечественных банков из санкционного списка, мы начали воплощать давно назревшую и даже перезревшую идею – Национальную платежную систему. То же касается и угроз отключения от SWIFT, на которую ответил уже ЦБ, начав, по сути, создавать каналы резервирования внутри банковской сферы.
Наши «партнеры» потом пошли на попятную, поняв, что выйдет себе дороже, но нет причин сомневаться, что ЦБ и правительство доведут историю с российским SWIFT до состояния некой готовности.
И вот теперь, кажется, дошли руки и до критической инфраструктуры интернета. Минкомсвязи, как стало известно, готовится выйти с предложением о резервировании и взятии под контроль ключевых точек, обеспечивающих функционирование интернета в нашей стране.
В докладе министра Никифорова предлагается, с одной стороны, усилить регулирование важных для работы Сети в России операторов, вплоть до прямого контроля государства за ними. В этом документе, на самом деле, речь идет всего о нескольких компаниях, но именно они осуществляют обмен трафиком между разными операторами Сети.
А к наиболее важным техническим новациям стоит отнести предложение Минкомсвязи о резервировании системы делегирования DNS-адресов. Не вдаваясь в технические подробности, следует лишь сказать, что именно DNS-сервера осуществляют преобразование числовых «айпишников» (которые на самом деле и есть реальные адреса сайтов в интернете) в привычные нам имена интернет-ресурсов.
И эти предложения демонстрируют нам тот спектр угроз, которые видит ведомство господина Никифорова. Что касается резервирования DNS-серверов – управляет корневыми серверами американская корпорация ICANN, а сам интернет, как известно, вырос из проекта американского военного исследовательского агентства DARPA.
До сих пор США сохраняют существенный (если не решающий) уровень контроля за регулированием глобальной Сети. И поэтому, хотя корневые DNS-сервера Рунета расположены в России, но отключить их – а значит, и «положить» весь интернет в России – можно из штаб-квартиры ICANN в калифорнийской Плайя-Висте.
Отечественное либеральное сообщество может поднять крик о том, что правительство и государство вновь «ограничивают свободу». Однако, в отличие от, скажем, Китая, Россия не идет по пути создания собственного, закрытого Рунета, с национальной системой корневых серверов, системой адресной маршрутизации и прочими плюшками в виде «Большого китайского файерволла».
Речь идет лишь о том, чтобы в случае политически мотивированного решения Запада не оставить страну без интернета. А ведь это не только и не столько посиделки в соцсетях и онлайн-игры. Это и огромные частные и государственные системы документооборота, контроля транспортного трафика и системы мониторинга. Корпоративные сети и завязанные на интернет сетевые коммуникации – от мобильной сети до телевидения.
Но помимо жесткого китайского подхода есть и опыт Евросоюза, который старается принудить иностранный интернет-бизнес, в первую очередь американский, к соблюдению собственных законов. Так, к примеру, в Германии власти заявили, что Facebook* нарушила немецкие законы о защите персональных данных и должна привести свою политику в этой области в соответствие с местными законами.В той же Германии корпорацию Google принудили фильтровать поисковую выдачу – опять-таки, в соответствии с местным законодательством. А уже на общеевропейском уровне решением Европейского суда Google обязали даровать гражданам «право на забвение» – то есть по требованию удалять все данные о пользователях из баз данных корпорации.
А ведь есть еще и практика США, где федеральное правительство держит и Google, и Facebook, и Apple, и остальных крупных игроков IT-рынка буквально «за жабры», и нет сомнений, что весь интересующий американские спецслужбы трафик проходит фильтрующие сервера АНБ и прочих структур.
Инициатива ведомства Николая Никифорова предполагает, в частности, контроль над трансграничными сетевыми потоками, к примеру, обработку персональных данных россиян в иностранных дата-центрах, пускай они даже принадлежат российским IT-компаниям. Нельзя забывать, что структуры американского АНБ имеют практически неограниченные возможности.
На мой взгляд, грядущее решение по повышению управляемости Рунета нужно было принимать еще вчера. Но лучше поздно, чем никогда. Так как совершенно нет желания наблюдать, как на очередном витке обострения геополитического конфликта с Западом у нас «упадет» какой-нибудь критически важный участок сетевой инфраструктуры.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ