Нас разъединяют диеты, режимы и чужие люди

@ из личного архива

20 марта 2015, 07:52 Мнение

Нас разъединяют диеты, режимы и чужие люди

Призываю вспомнить, как всеядны и любвеобильны мы были в детстве, когда наши еще не крепкие, но вовсю развивающиеся мозги были так сильно перекручены с сердечной мышцей, что мы и догадаться не могли о тщете всего сущего.

Елена Кондратьева-Сальгеро Елена Кондратьева-Сальгеро

журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

Широко известные истины в жизни самые неприметные. Может быть, потому, что между здоровым телом и бодрым духом существует незримая стена самовнушения, которая у многих оказывается прочнее бетона. В то время как простенькая аксиома – «закаляйся, если хочешь быть здоров» – прекрасно работает, во всех смыслах, моральном и физическом.

– Мне, пожалуйста, без мяса! – Hи рыбы, ни яиц! – Вы уверены, что это без глютена?! – Только без лактозы! – Без соли!

Думали ли вы, например, как много зависит от того, что вы в детстве не пострадали от диатеза, или пострадали, но не обратили особого внимания и не приобрели навечно привычку мнительности и перестраховки от всего подряд?

На самом деле, страх диатеза (в том числе интеллектуального) определяет и бытие, и сознание подавляющего большинства современных граждан. Своевременно посеянное сомнение надежно удобряет почву для всходов нужного потребительства.

Узники детства семидесятых, вспомните, известно ли вам было само понятие «аллерген»? Вспомните «ужасы» нашего не отрегулированного диетологами питания и кошмары, которыми стращали нас модераторы наших страстей. Вспомните высыпанную вместо стакана с водой прямо на язык «шипучку» – гремучий коктейль никем не опознанной химии, которая должна была выжечь наши желудки, разрушить почки и испепелить печени, но по непонятным причинам этого не сделала.

Вспомните бездонные засыпы туда же, вовнутрь, аскорбинки, гематогена и еще таких оранжевых гремящих шариков в картонных коробочках, с какими-то особыми витаминами, которые продавались в аптеках без рецептов даже детям и которыми мы за копейки поправляли здоровье, одновременно замаривая червячка, после дворовых игр.

Нам говорили, что превышение указанной на упаковке дозы вызовет страшную сыпь, чесотку с гнойниками, может привести к выпадению волос, ногтей и даже зубов. Мы подрагивали, но продолжали засыпать все это внутрь, вглядываясь друг в друга: сыпь пошла? А у меня? И у тебя ничего.

Нам опять наврали, так что можно еще доесть банку шиповникового сиропа, там осталось.

С тех самых пор я не доверяю дозам, указанным на упаковках. И с неохотой верю в диатез. Нет, я не говорю, что диатеза не существует как такового и не призываю есть что попало, когда ни попадя и с кем придется. Я говорю, что настоящий диатез встречается гораздо реже, если к нему долго и упорно не готовить общественное мнение и собственное подcознание.

Я призываю вспомнить, как всеядны и любвеобильны мы были в детстве, когда наши еще не крепкие, но вовсю развивающиеся мозги были так сильно перекручены с сердечной мышцей, что мы и догадаться не могли о тщете всего сущего, o вреде всего сладкого, кислого и соленого.

Мы любили все и всех (ну, кроме рыбьего жира и зубных врачей). Мы вместе садились за наспех сервированные столы и счастливо ели что придется. Рыбу и мясо, свинину и говядину, мучное и моченое. Мы любили друг друга, не подозревая, кому чего нельзя и по каким причинам. Вместе. Почти вчера.

Сегодня за изящно сервированным столом в компании, скажем, из десяти человек несчастным хозяйкам все чаще приходится тыкаться носом в пожелания, типа:

– Мне, пожалуйста, без мяса! – Hи рыбы, ни яиц! – Вы уверены, что это без глютена?! – Только без лактозы! – Без соли! – Со слабым содержанием сахара! – Я буду только фрукты! – Я всеми фибрами за макробиотику! – Никаких соусов! – И мне без хлеба!

Будучи до (оставшихся) зубов загруженной мамашей множества детей, не скрою, что мне неоднократно случалось недоглядеть за еще большим множеством приглашенных моими детьми друзей всех возрастов, чьи родители, по рекомендациям равного множества семейных врачей, увещевали ни в коем случае не давать им на полдник ни-че-го: с маслом, с коровьим молоком, со следами арахиса, клейковины, рафинированного сахара, лактозы, глюкозы и прочей синистрозы, в общем и целом, далее по списку на пару страниц.

Свидетельствую, что зa 17 лет, с момента появления в нашем доме самого первого ребенка, мне не довелось наблюдать ни одного случая диатеза и прочих предсказанных гадостей, ни у одного из гостей, поглощавших с аппетитом вышеназванное изобилие опасностей, ни сном ни духом не ведая, что именно они принимают внутрь.

Хорошие знакомые, искренне и намертво убежденные, что блины, приготовленные на коровьем молоке, сойдутся клином у них в одном месте, а если еще и с маслом, то выйдут судорогой через другое, только после нечестных, но убедительных заверений, что молоко козье (чувствуете, как пахнет козой?!), едят спокойно, с аппетитом и причмокиваниями.

И главное – без обещанных последствий. Поскольку не ведают, что едят, и не имеют возможности себя морально подготовить и самовнушить. Нечестно, но эффективно.

Говорили же в детстве подруге Лидке, что подсунутый ей кусок курицы – тоже ножка, даже если две предыдущие ноги уже лежали обглоданными рядом, а она, кроме ног, ничего не ела. Из принципа.

Замечу, что никогда ранее целая планета не была так серьезно озабочена введением в обиход здорового образа жизни, здорового питания, здоровых физических нагрузок. Никогда ранее вдумчивые, интеллигентные люди столько не бегали, не скакали и не поливали потом тренажеры, для поддержания в здоровом теле хоть какого-нибудь духа.

И никогда ранее не наблюдалось такого количества разъевшихся, по их собственному абсолютному убеждению «на нервной почве». Вывод: если быть откровенным до конца, может, не «на нервной почве» разъелись, а зажрались и ищем оправданий?..

Один умный и высококвалифицированный профессор медицины не сдержался однажды на симпозиуме, под натиском человечества, отъевшего щеки и бока «в результате депрессий и жизненных неудач». Он тихо, но твердо и публично привел в пример такие солидные заведения, как Освенцим и Бухенвальд. Где напрочь отсутствовали диетологи и массажисты, а «нервной почвы» как раз наблюдалось с лихвой.

Но избыточным весом и разборчивостью в еде никто не страдал. И, между прочим, как выясняется, большинство выживших из этих мероприятий прожили гораздо дольше хорошо кормленных, не нервированных граждан того же возраста, в разных других местах. Следовательно, подытожил профессор, ноль калорий равняется нулю грамм. И ша.

Или, в переводе Майи Плисецкой: «Надо меньше жрать». Зато все подряд, и никаких диатезов. Eще одном, гораздо более известном переводе: всех возлюбить, несмотря ни на что, и просто подождать, пока они все охолoнут от модных диет и режимов. Как в чисто физиологическом, так и в духовном смыслe.

Что характерно для все той же неприметной истины – абсолютно тот же «метод внушения необходимости» используется в сфере психологического влияния на современных граждан.

Их всеми силами последовательно убеждают, что без высококвалифицированной помощи разного рода специалистов тела и души, психологов, диетологов, психоаналитиков их земное существование вряд ли пойдет на пользу истерзанному организму. И что они ни в коем случае не способны разобраться с собственными проблемами сами, без участия дипломированных работников службы откровений.

Все-таки, может быть, действительно простота – залог здоровья? Как-то раньше обходились походами, кострами, песнями под гитару, дымом, комарами, туманами и запахом тайги.

Кому сырость и туманы не под силу – кухнями, дачами, посиделками, курилками, выпивалками, разговорками, хохоталками, за те же деньги, на те же харчи. Без боязни диатезов и расходов на психосоветников всех мастей. И, честное слово, крепче были. Во всех отношениях.

Нет, я опять не к тому, чтоб отключить электричество и писать гусиным пером на хрустящей бумаге. Хоть я тоже люблю все натуральное, максимально близкое к истокам: пешком, босиком, порожняком, с ветерком и свистом.

Я к тому, что нас исподтишка, незаметно, но верно, еще более всего прочего разъединяют диеты, режимы и чужие люди, котoрым, вместо друзей и близких, мы рассказываем свою жизнь и платим деньги, чтобы нас слушали.

У меня почему-то не выходит из головы история об одной известной тюрьме в особо развитой стране, где у особо опасных заключенных не было особо хитроумной охраны, а наоборот, была возможность, не особо церемонясь, бежать, просто-напросто сиганув в окружающую среду – в окружающие тюрьму холодные воды, даже не особенной глубины. Докроллил до берега – и будь здоров, иди с миром в мир.

Но никто особо не сигал. Потому что воды были очень, очень холодными. И сиганувшему, не подготовленному, немедленно сводило судорогой жизненно важные органы в организме, ослабленном долгой, навязанной в тюрьме привычкой к оранжерейным (именно!) условиям.

Дело в том, что из всех кранов в тюрьме подавалась исключительно теплая вода. И принимать, например, обыкновенный холодный душ в целях закалиться и не дрогнуть в ответственный момент не было никакой, ни малейшей возможности. Выбор следовательно – оранжерея или дно. Потому что спасение утопающих – всем известно, чьих рук дело.

А если у утопающих от ничего неделанья руки давно отсохли, если они мясо с солью разучились пережевывать и переваривать, потому что за них пережевывают и переваривают специалисты и консультанты, то шансов остаться на плаву в критический момент, сами понимаете... мало.

Может, стоит вернуться к старым, добрым, неприметным истинам, снова стать всеядными (но в меру!), самим решать свои проблемы, не ждать, пока разжуют дипломированные специалисты, и вообще меньше заморачиваться с излишним, хоть и придуманным умными людьми?

А то вдруг как шарахнет что-нибудь такое, неожиданное, отключат электричество, газ и воду, наглотаешься в темноте какой-нибудь клейковины с арахисом... Пошла сыпь? Нетy сыпи? И у вас ничего. Нам опять наврали!..

..............