Время до первого апреля еще есть

@ из личного архива

19 марта 2015, 15:34 Мнение

Время до первого апреля еще есть

При отсутствии формы уведомления налоговых органов об участии в иностранном бизнесе многие отечественные компании автоматически подпадают под штрафы. Потому что физически не могут отчитаться в том, в чем им положено теперь отчитываться.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

Правительство РФ до сих пор не внесло в Государственную думу законопроект по амнистии капитала. Недоработан также «Антиофшорный закон», или закон «О контролируемых иностранных компаниях», который Владимир Путин утвердил в конце 2014 года.

Все автоматом попадут не под амнистию, а под прямо противоположное – штрафные санкции

Сам закон вступил в силу с первого января этого года. В рамках новой правовой нормы до 1 апреля предприниматели должны подать в налоговые органы информацию о владении более чем 10% акций в иностранных компаниях. Однако, как отмечают «Известия», правительство до сих пор не утвердило форму уведомления налоговой инспекции о наличии зарубежных офшорных активов.

Амнистия иностранных капиталов и антиофшорный закон тесно связаны. По сути, это такие экономические «кнут и пряник» для отечественного бизнеса, у которого есть крупные доли в иностранных корпорациях.

Про налоговую амнистию в рамках своего послания Путин в конце 2014 года заявил следующее:

«Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, – именно полную.

Нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит – полная амнистия. Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов. Давайте это сделаем сейчас, но один раз».

Такая амнистия может существенно укрепить российскую экономику, на уровне разового мощного финансового вливания со стороны множества отечественных компаний и бизнесменов.

Но для того чтобы бизнес вывел свои капиталы из иностранных «серых экономических зон», необходимо здесь, в России, создать условия максимально благоприятные для перевода этих активов. Чтобы механизмы перевода денег были прозрачны и объективны. Грубо говоря, нужно в очередной раз «перестать кошмарить бизнес».

Параллельно с этой амнистией был разработан отдельный закон, который повышал ставки налогообложения для бизнесменов, имеющих крупные доли акций в иностранных компаниях и свои средства из офшоров в российскую экономику переводить не желающих. Собственно, этот закон также позволяет вбирать определенные суммы денег в российскую экономику, но уже через фискальные методы.

В теории задумка хорошая. Укладывается в программу «национализации российского бизнеса». Но на практике, как всегда, начались проблемы. Во-первых, механизм амнистии до сих пор не разработан.

Во-вторых, при отсутствии формы уведомления налоговых органов об участии в иностранном бизнесе многие отечественные компании автоматически подпадают под штрафы. Потому что физически не могут отчитаться в том, в чем им положено теперь отчитываться по «Антиофшорному закону».

Штрафы при этом достаточно существенные: неуплата сумм налога по «Антиофшорному закону» в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании.

На 100 тысяч рублей могут быть оштрафованы российские бизнесмены, не представившие или давшие недостоверную информацию по иностранным компаниям, в которых у них имеется доля.

Такая нерасторопность и нескоординированность действий правительства несколько напрягает и по экономическим, и по политическим причинам. Речь идет о фактическом невыполнении прямых указаний президента. Об их «забалтывании» в бесконечных совещаниях и переносе сроков разработки и утверждения нормативно-правовой базы.

Насторожится при этом и отечественный бизнес, которому президент обещал амнистию офшоров, а получается, что все автоматом попадут не под амнистию, а под прямо противоположное – штрафные санкции. При этом даже не по вине самих бизнесменов, которые что-то хотят утаить или предоставить недостоверные сведения, а из-за неэффективной работы бюрократического аппарата.

С точки зрения международной политики, медлительность правительства тоже выглядит странно. В последнее время в рамках «войны санкций» наши западные партнеры любят арестовывать счета отечественных бизнесменов и компаний, находящиеся за рубежом.

И такая потеря денег не может нравиться ни отечественному крупному бизнесу, интегрированному в мировую экономику, ни государственной системе, которая в лице президента предложила ясный выход из сложившихся сложных обстоятельств. В связи с этим есть мнение, что скоро мы услышим много интересного про качество работы профильных министерств правительства на самом высшем уровне.

С другой стороны, время до первого апреля еще есть, и весьма возможно, что шансы сначала провести офшорную амнистию, а потом ввести нормальную нормативную базу под закон «О контролируемых иностранных компаниях» не упущены. Правда, работать правительству предстоит в форс-мажорном режиме. А потом с такой же бешеной скоростью отечественному бизнесу придется подавать новые налоговые уведомления в контролирующие органы.

Однако сделать все в срок жизненно необходимо, как по экономическим, так и по политическим причинам. Поскольку шанс деофшоризации российской экономики сейчас упускать просто преступно. Как и шанс национализировать эту самую экономику, поскольку в текущей политической конъюнктуре офшоры и крупные доли в иностранных компаниях – вопрос не столько бизнеса, сколько национальной безопасности.

..............