Скорая идет на помощь

@ из личного архива

10 марта 2015, 09:05 Мнение

Скорая идет на помощь

Говорить о победе в деле создания более «человеколюбивой» первой помощи, чем она есть сейчас, разумеется, рано. Пока происходящее выглядит лишь хорошим примером работы механизмов развитого гражданского общества «как по учебнику».

Алексей Громский Алексей Громский

публицист

Материалы колумниста газеты ВЗГЛЯД Дмитрия Соколова-Митрича о недочетах в российской системе скорой медицинской помощи стали темой для серьезного обсуждения среди медиков.

Необходимость доставки пострадавшего должен определять лечащий врач

Журналист описал ситуацию, в которой оказалась его пожилая соседка. Женщина сломала шейку бедра и была доставлена в больницу. Врачи оказали медицинскую помощь, объяснили, что в таком возрасте полученный перелом дальнейшему лечению не подлежит.

Не входила, по словам врачей, в их обязанности и транспортировка пациентки домой. Пришлось договориться с водителем скорой помощи «неформально». Широкое обсуждение в социальных сетях аналогичных ситуаций свидетельствует, отсутствие у служб неотложной помощи обязанности доставлять пациентов обратно домой – серьезная общероссийская проблема.

«Действительно, сегодня скорая помощь обязана прибыть по вызову, оказать помощь человеку, получившему травму или почувствовавшему внезапное недомогание, при необходимости доставив в больницу, где ему будет оказана помощь.

А после этого медицинский случай считается закрытым», – поясняет председатель Национальной молодежной лиги здравоохранения, зампред Молодежного парламента при Госдуме РФ Артур Григорян.

Эта ситуация серьезно беспокоит и профессиональных медиков, и волонтеров общественных организаций, занимающихся помощью людям в экстренных ситуациях.

«Это одна из «дыр» в нормативно-правовых актах, регламентирующих оказание скорой помощи. Необходимо расширить рамки медицинского случая, закрывая его только после доставки пострадавшего по месту жительства, при необходимости. Необходимость доставки пострадавшего должен определять лечащий врач», – отмечает Григорян. По словам общественного деятеля, соответствующие предложения обсуждаются сейчас в Молодежном парламенте при Государственной думе России.

Впрочем, поднятая газетой ВЗГЛЯД в той статье резонансная проблема – лишь один из нескольких недочетов, от устранения которых ежедневно зависит здоровье, а иногда и жизнь граждан по всей стране. Так, в итоговых документах Общероссийского форума по первой помощи отмечается необходимость определения в законодательстве понятия «расширенной первой помощи».

Сегодня ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» содержит лишь понятие «первая помощь», что включает определенный, прописанный перечень действий, относящихся к первой помощи, и этот перечень един и для рядового гражданина, и для спасателя со специальной подготовкой.

«Например, в рамках мер по первой помощи не разрешается обезболивание. Но когда оказывают помощь спасатели с медицинским образованием, при автомобильной аварии например, оно может быть необходимым для извлечения пострадавшего», – приводит пример Артур Григорян. А значит, нужен один перечень мероприятий первой помощи, допустимый для гражданина с минимальным набором знаний и оснащенный автомобильной аптечкой, и другой – для спасателя.

Инициатива по введению в законодательство понятия «расширенной первой помощи», которую имели бы право оказывать профессионалы на месте, уже подготовлена. Как ожидается, первое ее обсуждение в стенах Госдумы России состоится уже 18 марта. Стоит надеяться, что и инициативу о расширении границ «медицинского случая» ждет столь же быстрая реакция власти.

Говорить о победе в деле создания более «человеколюбивой» первой помощи, чем она есть сейчас, разумеется, рано. Пока происходящее выглядит лишь хорошим примером работы механизмов развитого гражданского общества «как по учебнику».

..............