Материалы колумниста газеты ВЗГЛЯД Дмитрия Соколова-Митрича о недочетах в российской системе скорой медицинской помощи стали темой для серьезного обсуждения среди медиков.
Необходимость доставки пострадавшего должен определять лечащий врач
Журналист описал ситуацию, в которой оказалась его пожилая соседка. Женщина сломала шейку бедра и была доставлена в больницу. Врачи оказали медицинскую помощь, объяснили, что в таком возрасте полученный перелом дальнейшему лечению не подлежит.
Не входила, по словам врачей, в их обязанности и транспортировка пациентки домой. Пришлось договориться с водителем скорой помощи «неформально». Широкое обсуждение в социальных сетях аналогичных ситуаций свидетельствует, отсутствие у служб неотложной помощи обязанности доставлять пациентов обратно домой – серьезная общероссийская проблема.
«Действительно, сегодня скорая помощь обязана прибыть по вызову, оказать помощь человеку, получившему травму или почувствовавшему внезапное недомогание, при необходимости доставив в больницу, где ему будет оказана помощь.
А после этого медицинский случай считается закрытым», – поясняет председатель Национальной молодежной лиги здравоохранения, зампред Молодежного парламента при Госдуме РФ Артур Григорян.
Эта ситуация серьезно беспокоит и профессиональных медиков, и волонтеров общественных организаций, занимающихся помощью людям в экстренных ситуациях.
«Это одна из «дыр» в нормативно-правовых актах, регламентирующих оказание скорой помощи. Необходимо расширить рамки медицинского случая, закрывая его только после доставки пострадавшего по месту жительства, при необходимости. Необходимость доставки пострадавшего должен определять лечащий врач», – отмечает Григорян. По словам общественного деятеля, соответствующие предложения обсуждаются сейчас в Молодежном парламенте при Государственной думе России.
Впрочем, поднятая газетой ВЗГЛЯД в той статье резонансная проблема – лишь один из нескольких недочетов, от устранения которых ежедневно зависит здоровье, а иногда и жизнь граждан по всей стране. Так, в итоговых документах Общероссийского форума по первой помощи отмечается необходимость определения в законодательстве понятия «расширенной первой помощи».
Сегодня ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» содержит лишь понятие «первая помощь», что включает определенный, прописанный перечень действий, относящихся к первой помощи, и этот перечень един и для рядового гражданина, и для спасателя со специальной подготовкой.«Например, в рамках мер по первой помощи не разрешается обезболивание. Но когда оказывают помощь спасатели с медицинским образованием, при автомобильной аварии например, оно может быть необходимым для извлечения пострадавшего», – приводит пример Артур Григорян. А значит, нужен один перечень мероприятий первой помощи, допустимый для гражданина с минимальным набором знаний и оснащенный автомобильной аптечкой, и другой – для спасателя.
Инициатива по введению в законодательство понятия «расширенной первой помощи», которую имели бы право оказывать профессионалы на месте, уже подготовлена. Как ожидается, первое ее обсуждение в стенах Госдумы России состоится уже 18 марта. Стоит надеяться, что и инициативу о расширении границ «медицинского случая» ждет столь же быстрая реакция власти.
Говорить о победе в деле создания более «человеколюбивой» первой помощи, чем она есть сейчас, разумеется, рано. Пока происходящее выглядит лишь хорошим примером работы механизмов развитого гражданского общества «как по учебнику».