Проблема поиска донора крови не перестает быть актуальной в России, потому что пока не проработана система открытых данных о желающих сдать кровь. Этот барьер затрудняет лечение пациента. Государство намерено решить эту задачу: в течение трех месяцев нас ожидают поправки в закон об НКО.
Пока не получается достучаться до Минздрава
Как отмечает первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, «все больше граждан с активной позицией посвящают себя помощи другим людям, работе в некоммерческих организациях социальной направленности. Поэтому необходимо создать для них благоприятные условия для работы».
Активисты также не дремлют: бывший химик из Казани Руслан Шекуров уже придумал, как свести пациентов и доноров.
В России до сих пор актуальна проблема дефицита кадровых (регулярных) доноров. При этом к 2018 году планируется запустить три новейших завода переработки плазмы, а значит, нагрузка на центры крови возрастет еще больше.
В то время как уже сейчас в городах России регулярно происходит поиск доноров крови и компонентов крови, подтверждающий актуальность проблемы и необходимость ее решения, внедрения инновационных подходов к мотивации граждан (особенно молодежи) сдавать кровь.
Основным показателем состояния донорства крови в стране является число доноров на 1000 человек. По данным ВОЗ, оптимальная норма для нужд здравоохранения – это 40/1000 человек. В России и СНГ эта цифра, в лучшем случае, 20/1000 человек в нескольких регионах. В городах-миллионниках она бывает гораздо меньше.
Из-за нехватки крови откладываются операции, не проводится необходимое лечение, люди страдают и умирают.
- Поправки в закон об НКО определят тех, кто реально занимается социальной деятельностью
- Прошло первое заседание группы по разработке поправок в закон об НКО под руководством Володина
- ОП предложила создать грантооператор для НКО в малых городах и селах
Одним из способов привлечения доноров еще со времен СССР является требование врачей привести доноров на замену из числа родственников и знакомых больного. Это требование сейчас реализуется официально и повсеместно (в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ПРИКАЗ от 12 сентября 2014 г. № 797).
С развитием интернета люди стали искать требуемых таким образом доноров через объявления в соцсетях.
Так был зарожден в 2010 году проект DonorSearch – это попытка помочь этим людям найти доноров: в 2013 году нами был создан сайт, где одни люди регистрируются как доноры, а другие связываются с ними с просьбой о помощи и публикуют объявления о поиске доноров. Однако это не решало саму причину поиска доноров, и мы пошли дальше.
Сейчас мы развиваем интернет-платформу, которая поможет людям ежедневно сдавать кровь столько, сколько необходимо стране для нужд здравоохранения. Разумеется, это сложная задача, которая будет реализовываться на протяжении нескольких лет.
А вот пути достижения нашей цели, тестирование гипотез и внедрение успешных практик – как раз то, чем занимаемся ежедневно мы, развивая наш продукт. Основной пласт работы – это создание эффективных мотивационных рычагов воздействия на граждан страны, чтобы сдавать кровь регулярно. Такими рычагами уже стали: интерактивный личный профиль донора, геймификация донорской активности, развитие бонусных программ от партнеров проекта, а также возможность узнать об острых нехватках в донорской крови и компонентов крови в конкретном центре переливания, что мотивирует в основном самых нерешительных доноров.
И основные проблемы – финансирование и непонимание (неприятие?) госструктур, отвечающих сейчас за работу с донорами.
Уже сейчас мы занимаемся вовлечением граждан в донорство – приводим их сразу к дверям центров крови. Основной заказчик нашей работы – это государство. А учитывая потенциальную аудиторию проекта, было бы здорово иметь в качестве спонсора крупную (около) государственную компанию.
Ведь заготовленная кровь – это здоровье граждан страны, то есть сотрудников компаний. Для развития проекта нужны стабильные ресурсы – чтобы иметь штат сотрудников, не только понимающих значимость своей деятельности для достижения цели проекта, но и получающих достойную зарплату.
Огромная сложность – это недоступность и закрытость данных о донорах в стране, несмотря на то, что есть автоматизированная система учета доноров, числа их кроводач, вплоть до анализов крови – вся эта информация закрыта и монополизирована Минздравом.
Частичная открытость же этих данных, разумеется, с согласия самих доноров (например, о числе и датах кроводач), позволила бы сторонним организациям создавать новые, революционные продукты в сфере здравоохранения и, в частности, мотивации доноров. Но пока не получается достучаться до Минздрава.
Я верю, что в будущем все больше данных станут доступными, конечно, не все (то же донорство должно быть анонимно).
Международный опыт уже показал, что открытость данных приводит к росту новых уникальных решений в самых разных областях. К сожалению, излишняя консервативность и зачастую монополия госструктур становятся ингибитором, а иногда и барьером для роста инновационных продуктов.