Вопрос жизни и смерти

@ с лично страницы facebook.com

12 августа 2014, 16:07 Мнение

Вопрос жизни и смерти

Обострение отношений России и ЕС не выгодно ни одной из сторон. В интересах каждой – скорее вернуться от санкций к экономическому партнерству. Для ЕС экономическое партнерство с Россией – важнейший вопрос для собственного будущего.

Вадим Николаев

экономический аналитик

В Европе продолжаются баталии вокруг «Южного потока» – проекта постройки газопровода из России по дну Черного моря на Балканы и в Австрию. Споры идут на самом высоком уровне. Вот и правительство Сербии под давлением оппозиции начало расследование обстоятельств продажи в 2009 г. «Газпром нефти» национальной нефтеперерабатывающей компании Naftna Industrija Srbija AD (NIS). Через эту покупку «Газпром нефть» получила 51% акций компании, которая строит «Южный поток» по территории Сербии.

ЕС должен как можно скорее решить вопрос с поставками газа: от надежности поставок и цены газа зависит будущее европейской промышленности

А чуть ранее Герхарт Ройсс, глава австрийской компании OMV, строящей часть «Южного потока» по территории Австрии, заявил, что проект будет реализован несмотря на противодействие Еврокомиссии.

Проблема «Южного потока» расколола Европу: Еврокомиссия выступает против проекта, а балканские страны и Австрия, по территории которых пройдет «труба», за. При этом у «Южного потока» есть и конкурент – проект строительства системы газопроводов ТАР-ТANAP, которые должны довести до ЕС газ из Азербайджана, Туркмении, Ирана и Ирака.

Построить оба газопровода одновременно невозможно.

С точки зрения Еврокомиссии, преимущество ТАР-ТANAP в том, что страны-поставщики и транзитеры не смогут договориться об общих экономических или политических требованиях к ЕС. Евросоюз всегда сможет навязать им свои условия. Но у этого проекта есть и минусы, которые не позволяют достичь его главной цели – надежно обеспечить ЕС большим объемом газа. Так, война в Ираке, политическая непредсказуемость Ирана, виды Китая на туркменские ресурсы не прекратятся после постройки «трубы». Другой минус этого проекта – более поздние по сравнению с «Южным потоком» сроки запуска: 2018 г. против конца 2015 г.

А вот «Южный поток» задуман как аналог «Северного потока» – бесперебойного канала поставки больших объемов газа в ЕС в обход стран-транзитеров. Он будет способствовать развитию экономики балканских стран (что, впрочем, не может радовать их нынешних конкурентов).

В глобальной конкуренции ЕС должен как можно скорее решить вопрос с поставками газа: от надежности поставок и цены газа зависит будущее европейской промышленности, конкурирующей с американской на рынках высокотехнологичной продукции. Рост промышленности подтолкнет оживление в остальных секторах экономики. Сейчас в ЕС экономические показатели низкие, в то время как в США экономический рост восстанавливается намного быстрее. Ну а от темпов роста зависит приток новых инвестиций: чем лучше состояние экономики, тем больше придет инвестиций, которые создадут новые рабочие места.

Сейчас благодаря действиям американских монетарных властей инвесторы выводят деньги из развивающихся стран и снова вкладывают их в США. А вот ЕС остается для инвесторов непривлекательным. В этих условиях трудно строить единую Европу.

Выходит, стабильный и дешевый газ для Европы – одно из условий сохранения конкурентоспособности экономики ЕС и самого европейского объединения в принципе.

Выбор в пользу того или иного проекта газопровода будет сделан после ноября этого года, когда в должность вступит новый глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер – сторонник евроинтеграции со всеми ее атрибутами: общей внешней политикой, общим регулированием энергетики, принятием решений на основе консенсуса. «Южный поток» идет вразрез с мнением Юнкера хотя бы потому, что Газпром станет и поставщиком топлива, и владельцем «трубы». А это противоречит Третьему энергопакету ЕС – своду правил и законов, регулирующих энергетику в единой Европе.

Несмотря на введенные ЕС санкции, у России остаются союзники в Европе – страны, с которыми Газпром договорился о строительстве «Южного потока». Однако позиции союзников легко поколебать, что показывает расследование, начатое в Сербии.

Но время работает и против европейцев: чем дольше сохраняется напряженность с поставками газа, тем больше проигрывает европейская промышленность американским конкурентам.

Вывод прост: нынешнее обострение отношений России и ЕС не выгодно ни одной из сторон. В интересах каждой из них – скорее вернуться от санкций к экономическому партнерству. Для ЕС экономическое партнерство с Россией – важнейший вопрос для собственного будущего.

Ну а задача России сейчас – использовать все возможности для лоббирования «Южного потока» на всех уровнях в ЕС. Времени осталось мало.

Источник: Блог Вадима Николаева

..............