30 августа, вторник  |  Последнее обновление — 16:21  |  vz.ru

США пытаются остановить враждующих союзников в Сирии

трансатлантическая торговля

Берлин: Переговоры ЕС и США по ТТИП остановлены

«заявление неприемлемо»

Куба раскритиковала спикера парламента Турции за слова о Че Геваре

«авантюра не удалась»

Reuters: Алеппо показало предел мощи российских ВКС

стандарты НАТО

Литва объяснила отказ покупать украинскую военную технику

открытый гей и буркафоб

СМИ назвали возможного преемника Меркель

мировой рынок вооружений

Турчинов потребовал создать оружие не хуже российского

«материалы засекречены»

Польша назвала причину отмены безвизового движения с Калининградской областью

«Путин показал американцам»

Немецкий политик: Слова Обамы о том, что Россия – это региональная держава, были ошибкой

«Будущее в жанре постапокалиптики»

Ирина Алкснис: Украине никак не удается вырваться из неуклонно ухудшающегося «дня сурка»

Вопрос дня

Как нужно относиться к переезду на ПМЖ в Россию граждан Украины?

Лунные гонки

Александр Антошин, политтехнолог
   12 мая 2014, 16:06
Фото: facebook.com/ljalexandr

В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Вице-премьер Дмитрий Рогозин 12 апреля, в годовщину полета Юрия Гагарина, обозначил новые цели России в космосе – это ни много ни мало колонизация Луны. А на днях «Известия» поделились с читателями концепцией РАН по освоению ближайшего к нам небесного тела.

О том, что подобные программы разрабатываются в нашем отечестве, было известно давно. Еще в феврале 2012-го директор института космических исследований РАН Лев Зеленый делился с прессой подобными планами: он отметил, что в 2014-м и 2015 годах планируется запуск на Луну двух космических российских автоматических станций «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс».

Это те самые «Луна-25» и «Луна-26,» о которых говорится в концепции, приведенной «Известиями». Пуск был отложен на 2016 год после неудачи «Фобос-Грунта».

Но если еще два года назад о создании постоянной базы на Луне говорилось в духе: «когда-нибудь в будущем, ближе к середине века, безусловно, этот день настанет», то теперь называются четкие сроки.

Первый этап: 2016–2025 гг. – запуск четырех автоматических научных станций. Поиск наиболее перспективных площадок для создания постоянной базы.

Второй этап: 2028–2030 гг. – пилотируемые экспедиции на орбиту Луны без высадки на поверхность.

Третий этап: 2030–2040 гг. – посадки на Луну, начало строительство лунной базы, обсерватории и прочей лунной инфраструктуры.

В эти дни, когда МИД РФ и Госдепартамент США обмениваются заявлениями по поводу Украины, а по миру бродит призрак новой холодной войны, «космическая гонка» снова становится актуальной.

Если до начала украинского кризиса все говорили о совместном развитии Луны, то теперь приоритетом указывается «независимость национальной лунной программы от условий и объема участия в ней иностранных партнеров». От международной кооперации никто не отказывается, но оглядываться на иностранных партнеров теперь никто не будет.

Космос – это одна из немногих отраслей, где у России пока есть определенное преимущество над остальным миром. Не стратегическое, но лет пять тем же Штатам, чтобы нас догнать, безусловно, понадобится.

На текущий момент только у России и Китая есть пилотируемая программа, мы лидеры также и в области непилотируемых запусков. За пять лет, с 2008-го по 2013 год, американцы совершили 46 пусков своих ракет-носителей, из них ровно половина, или 23 пуска, приходится на ракету Atlas-V, двигатели которой производим мы.

Это, к слову, о возможных встречных санкциях. Заменять «Атлас» Штатам объективно нечем. «Дельта» – очень дорогая, «Фалькон-9» от частной компании SpaceX, несмотря на все восторги западных наблюдателей, еще откровенно «сырая». У России в этом плане все обстоит значительно лучше. За те же пять лет – с 2008-го по 2013-й – свыше 150 запусков.

При этом немаловажно, что пуск нашего «Зенита» или «Союза» обходится в 80–100 миллионов долларов, а тот же «Атлас» стоит 160 (в ценах 2012 года). Спейсшаттл «сожрал» 160 миллиардов долларов, средняя цена запуска – 1,3 миллиарда. «Протон» летает меньше чем за сто миллионов.

Именно дешевизна российских ракет сыграла с американцами злую шутку. Зачем кормить родное NASA, когда добрые русские и на МКС подкинут, и спутники на орбиту выведут. Из упомянутых 150 пусков свыше трети – коммерческие пуски для различных американских компаний.

Последний разбившийся «Зенит» тащил на орбиту не просто штатовский спутник, а спутник связи для ВМС. Что, согласитесь, уже совсем печально с точки зрения американцев.

В моей памяти навсегда отложился прямой репортаж, если не ошибаюсь, CNN с постановки на вечную стоянку последнего шаттла. Дети с шариками, астронавты, торжественные речи американских чиновников о том, что мы обязательно построим что-нибудь на смену и в 2030-м летим на Марс, космос будет наш и так далее.

Один из детей подходит к девушке-астронавту и спрашивает, что надо сделать, чтобы тоже полететь в космос. Покорительница космоса ответила очень резко и горько: «Для начала начинай учить русский».

Это на самом деле так уже сейчас, космический корабль российский, инструкции и команды экипажу отдаются на языке Пушкина, поэтому, чтобы попасть в космос, любому американскому астронавту нужно сдать экзамен на знание языка. Официальный язык МКС – английский, и российские космонавты также должны учить иностранный язык.

О том, что ставить на прикол шаттл, не имея ничего на замену, и резать финансирование NASA не стоит, Обаму предупреждали и открытые письма писали. Тот все предупреждения проигнорировал. На самом деле правы были обе стороны – российские запуски дешевле на порядок.

А космическая программа при таких астрономических ценах могла стать для американской экономики тем же, чем стал «Буран» для советской. А добрые русские за долю малую были готовы закинуть на орбиту все, что американской душе угодно – лишь бы платили.

Внезапно выяснилось, что русские совсем не добрые, а космос – это всегда технологии двойного применения, группировку спутников постоянно нужно обновлять, без этого лет за десять все высокоточное оружие США превратится в груду дорогостоящего металлолома, а американское телевидение не сможет рассказать народу, что русские что-то там оккупировали.

Ни Европе, ни Штатам своих мощностей не хватает, Китай – даже если хотел бы – не поможет, он едва-едва закрывает свои собственные потребности. Без совместных «Атласов» и доступа к российским ракетам-носителям нашим западным партнерам быстро станет очень грустно. И зависимость тут даже больше, чем у Европы от российского газа, поскольку эта отрасль достаточно быстро развивается, постоянно требуются новые спутники на орбите и мощностей не хватает всем.

Кратно увеличить производство «Дельт» и «Фальконов» невозможно – просто нет промышленных мощностей для этого. Все нужно строить быстро, решительно и в ударные сроки. А ведь нужно не только построить заводы, но и выучить инженеров.

Первоочередная задача для них сейчас – уйти от этой зависимости. Сколько на это потребуется – вопрос. Тут многое зависит от того, насколько успешным будет деятельность частной SpaceX. Пока ее можно характеризовать как «интересно, но «сыро». Но и SpaceX даже при успехе кардинально не изменит ситуацию при отставании в три раза.

Все зависит от того, в каком состоянии находится конструкторская база и есть ли у американцев новые фон Брауны. В любом случае на это уйдет лет 5–10 и много миллиардов долларов. В то время как эти деньги и время Россия может потратить на подготовку для создания базы на Луне.

Луна – это не только красивый символ, с высшей точки которого удобно размахивать российским флагом. В первую очередь здесь сосредоточено огромное количество природных богатств, в частности гелия-3, который лет через сто может вытеснить нефть с газом с рынка энергоресурсов.

Во-вторых, это очень удобная стартовая площадка для освоения дальнего космоса. И понятно, что приоритетное право на использование Луны достанется тому, кто первый сможет ее застолбить. Так что вторая лунная гонка началась.

Другие мнения

Семен Уралов: Драка алабаев под бухарским ковром

В России нет ни экспертного понимания, ни медийной стратегии, ни внешней политики в отношении Узбекистана. Поэтому никак в транзите власти в Ташкенте Москва участвовать не будет. А очень зря. Подробности...

Сергей Юхин: Как мы превращаемся в обезьян

Мы постепенно и навсегда теряем навыки, приобретенные в ходе эволюции. Навыки, которые нас научили держать в лапах палку-копалку и ходить прямо. Мы постепенно превращаемся в обезьян. Не верите мне? Тогда поверьте японцам. Подробности...

Владислав Исаев: Жив падишах или не очень?

Восточные правители известны коварством. Иной так вот рухнет замертво, лежит белый как мел, уже и мухи на него слетаются. Тут начинают приближенные делить, кому скипетр, кому державу, кому Кемску волость. Подробности...

Сергей Худиев: Россия и США меняются ролями

Россия в той мере, в которой она стремится утвердить свой суверенитет и влияние, естественным образом оказывается в консервативной части спектра. Именно такая позиция позволила бы ей привлечь симпатии людей, в том числе в самих США. Подробности...

Эрнст Горностаев: Может, и не нужна эта база?

Второе по величине посольство США в мире расположено в Ереване. «Люди работают». Эту волну подхватывают русские националисты: «Смотрите, как они обнаглели!» И здесь неважно, хорошие армяне или плохие, любят они Россиюшку или ненавидят. Подробности...