Нажал – и никаких помарок

@ из личного архива

5 декабря 2014, 08:22 Мнение

Нажал – и никаких помарок

Формированиe маленькой личности посредством пусть далеко не совершенного, но единственного и неповторимого почерка заменяется клавиатурой. Пока только в Финляндии. Но ветер северный – зима пришла. Прикройте, дует.

Елена Кондратьева-Сальгеро Елена Кондратьева-Сальгеро

журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

Пренеприятнейшее известие, господа: к нам ломится прогресс. Кое-где он уже торжествует, кое-где обустраивается. Главное – знать, что он в пути и к вам придет.

Почерк уникален, как отпечаток пальца. Как отражение одной-единственной конкретной физиономии

B сорока пяти из всех Соединенных Штатов он уже действует, к нeмy уже подтягиваются самые чуткие, за ним тянутся самые прыткие – из тех, что со Штатами еще не совсем соединились. Самая прыткая из этих последних на сегодня – Финляндия, где только что официально объявили конец письменного века.

Oтныне и впредь обучение письму от руки в начальной школе отменяется за ненадобностью. Вместо этой ненужной и дискриминирующей дисциплины детей будут сразу учить печатать на компьютерной клавиатуре.

Всякие там крючочки-палочки, загогулинки-заковырочки и прочие каллиграфические пережитки недорезанной аристократии стиля и духа будут сурово вытесняться из цивилизованной современности в закоулки примитивных народностей и отдельных непримиримых оригиналов-мракобесов.

Обучение письму от руки в начальной школе отменяется за ненадобностью (фото: Наталья Батраева/ТАСС)

Обучение письму от руки в начальной школе отменяется за ненадобностью (фото: Наталья Батраева/ТАСС)

Карандашно-чернильная письменность, с помарками сомнений, вычеркиваниями-перечеркиваниями творческих поисков и мук будет заклеймена и противопоказана. Как тормозящая прогресс и усугубляющая отличия индивидуума от массы, послушно щелкающей не только челюстями, но и пальцами по кнопкам.

Формированиe маленькой личности посредством пусть далеко не совершенного, но единственного и неповторимого почерка заменяется клавиатурой.

Пока только в Финляндии. Но ветер северный – зима пришла. Прикройте, дует.

Смятение в рядах французских педагогов, педиатров, педопсихиатров, педопсихоаналитиков и других окоемных педработников, коих во Франции существует прямо-таки патологическое разнообразие. Hе все согласны насчет клавиатуры.

Одни слабо возражают. Вторые яростно протестуют, напоминают о потерях, нанесенных в свое время умственному развитию калькуляторами в ущерб устному счету, и ссылаются на однозначные выводы опрошенных нейроспециалистов и психологов: любые тексты, написанные от руки, письменными буквами (не печатными, именно письменными!) развивают не только память и моторику одновременно, но и способствуют самоопределению формирующейся личности маленького человека, который, старательно (или не очень) выводя упрямые закорючки на девственности чистого листа, даже в сиюминутном смятенном мире оставляет свой собственный, никем не повторимый след. Это важно, убеждают самые привередливые педопсихоработники, это необходимо!

Почерк уникален, как отпечаток пальца. Как отражение одной-единственной конкретной физиономии во всем, что только может ее отразить, от лужи до зеркальных витрин.

И потом, если вас давно уже не напрягает нежное послание, отбитое в стерильной простоте привычного шрифта, а не накарябанное любимой рукой с обгрызенными ногтями, то, может быть, вам покажется несколько обидным, например, не выстраданное от руки выражение соболезнований по поводу всeгда безвременной кончины близкого человека?

Не давите слезой на аргумент! Так парируют сторонники введения «печатных навыков» вместо письменных дисциплин. На дворе сами знаете какой век. Гусиным пером даже матрацы больше не набивают – такой век!

Зачем вам писанина от руки, когда нажал – и никаких помарок! И детям не корпеть над крючочками-палочками, загогулинками-заковырочками! И не расстраиваться, у кого хуже получится: у всех одинаковые кнопочки, нажал – у всех одинаково! Никто не уйдет обиженным. Никому не надо утомляться: нажал – и сразу получилось! Как в жизни. Пусть привыкают.

Вопрос именитому французскому профессору (пока противнику новоутвержденного финно-американского прогресса): но детей в этих странах все-таки будут продолжать учить хоть немного писать от руки, хоть печатными буквами?!

Ответ: «Мне кажется, в этих странах тенденция к полному отказу от ручной письменности со временем. Модернизация там стала навязчивой идеей, к «прогрессу» давно отношения не имеющей».

Вам не страшно? Мне так да. Потому что, в некотором роде, это неосознанное самоубийство цивилизации. Потому что, представьте, если вдруг... ну что-нибудь! И света нет. Нигде, на всей планете! И неизвестно, когда снова будет. A книги – только электронные, потому что знаете, место – места мало! Да и пыль от них – много пыли, нужно убирать... А память детям в школе ведь тоже не «загружали». И как тогда?..

Во Франции пока «консенсус»: «ручную письменность» сохраняем. Корпим над крючочками-палочками, загогулинками-заковырочками... Доколе? Бог знает.

На тревожные вопросы (так двинем по финно-американским стопам или устоим?) соответствующая администрация дает дежурные ответы:

– До конца XIX века половина населения не умела ни читать, ни писать!

– И что теперь?

– А теперь только 0,6 или 0,7%!

– И как насчет тенденции к клавиатуре вместо каллиграфии?

– А раньше вообще информация передавалась устной речью!

И так далее, с той же логикой.

Помнится, в 90-х, когда в Россию изо всех щелей наконец полезла безудержная реклама, бродил в перегруженных мозгах такой анекдот:

«Маленькая Маша часто плачет по ночам. Намажем ей одну половину попы пастой «Блендамед», а другую половину вымоем шампунем «Хед энд Шолдерс». Теперь поместим ее в шипучий аспирин «Упса». Видите?! Перхоть исчезла, и за полгода ни одной новой дырки!»

C той же логикой.           

..............