Спорт и будущее

@ ИТАР-ТАСС

15 января 2014, 10:00 Мнение

Спорт и будущее

С развитием фанатского движения соревнования, как это ни странно, превращаются в ритуальное действо и окружаются сакральным ореолом. Спорт становится особой сферой общественного бытия, куда можно спрятаться.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Чем неопределеннее и тревожнее будущее, тем больший интерес оно вызывает. О 2014 годе говорят сегодня много и по-разному. Хотя дело это крайне неблагодарное, хотелось бы представить себе, что конкретно и что примерно произойдет в наступившем 2014 году, какие тенденции появятся, какие исчезнут, а какие сохранятся.

Спорт все более ритуализируется, превращаясь в сакральное действо

В рамках этой статьи речь пойдет о спорте. Тем более что центральным спортивным событием года, безусловно, станет Олимпиада в Сочи – один из самых масштабных проектов такого рода за последнее столетие. В Бразилии состоится 20-й чемпионат мира по футболу.

Трансформация, которую в последние 10–15 лет пережили все общественно значимые жизненные явления, коснулась и спорта, прежде всего – такого масштабного явления, как футбол. Причин у этой трансформации несколько.

Первая – физические возможности человека подошли к своему пределу. Новые спортивные победы измеряются уже миллиграммами, микронами, миллиметрами, ибо можно поднять 200 килограммов, но 400 все равно не поднять. Можно прыгнуть на 10 или 15 метров, но на 70 все равно не прыгнуть. Поэтому в спорте все больше допинговых скандалов.

С другой стороны, невозможность во многих спортивных сферах двигаться дальше закономерно выводит на первый план не результат, который становится все более относительным, а сам процесс участия в спортивных состязаниях и играх как спортсменов, так и зрителей.

Таким образом, спорт (в особенности футбол) все более ритуализируется, превращается в действо, в котором результат не только не важен, но может быть вполне предсказуем. Аналогии уже были сто лет назад, когда на волне моды на классическую борьбу в цирках российских городов боролись известные спортсмены, и присутствующие точно знали, кто кого и когда уложит, но это не мешало наслаждаться процессом.

Аналогии есть и сегодня во многих ток-шоу, во время которых под видом случайных людей малоизвестные актеры «выясняют отношения», «внезапно встречаются после разлуки», «судятся» и т. д. Зрители прекрасно знают о постановочном характере всех ссор, судов и драм, но с удовольствием смотрят и участвуют.

Практики концертных шоу все больше проникают в фанатскую среду, которая не может избежать влияния современной сценической поп-культуры и начинает меняться. Выражается это, в частности, в том, что заметно растет количество молодых девушек-болельщиц, которые все чаще болеют не за команду или клуб, а за отдельного игрока, создают из него и того, что с ним связано, кумира со всеми сопутствующими этому процессу атрибутами. Не случайно наибольшим успехом все больше пользуются игроки с привлекательной внешностью.

Вторая причина – спорт превращается в бизнес-процесс, где опять же результат является лишь частью общей маркетинговой стратегии. Игрок, как и все, что с ним связано, становится товаром, имеющим вполне конкретную, осязаемую цену. 

Третья причина – сакрализация спортивной (и прежде всего футбольной) сферы, когда опять же на первый план выходит процесс и переживание единения со средой, а не результат. Работы О. Цуриковой и С. Салтанова связывают происходящее в спортивной сфере с глобальными общемировыми процессами, когда происходит «секуляризация религиозного и сакрализация повседневного. Последнее не только не избежало футбола, но и, возможно, именно в нем проявляется в наибольшей сфере».

Исследователи проводят прямые параллели между футболом и тем, что происходит вокруг него, и религиозными практиками. Календарный цикл и связанные с ним гадательные практики (прогнозы), священные места (стадионы), мученики (травмированные и погибшие игроки и фанаты), конфессии (команды и клубы), святыни (шарфы, флаги, атрибутика, части газонов многих известных стадионов), паломничества (выезды), священные цвета одежд, сакрализация отдельных людей – все это имеет прямые аналогии с религиозными практиками.

Тенденция подтверждается отдельными фактами: под полем стадиона «Гудисон Парк» (домашняя арена английского «Эвертона») расположено кладбище, где фанаты могут купить место для захоронения своего праха под газоном, что имеет прямые аналогии с традицией захоронений в подклетах храмов. 

Не случайно, согласно соцопросам 2006 года, проведенным накануне чемпионата мира, самоидентификация с футбольным клубом или сборной в некоторых странах Запада сильнее любого другого вида самоидентификации, в том числе религиозной и семейной (Англия, Нидерланды, Италия).

Исследователи обращают внимание и на тот факт, что сегодня наиболее бурно развитие фанатского движения происходит в странах, где религия играла и играет очень заметную роль – в Италии, Испании, Португалии, Греции, Турции, России.

Исключение, подтверждающее правило, составляет Англия – там религиозные позиции слабее, но нельзя забывать, что футбол в его современном виде зародился в Англии и претендует на роль неофициальной «английской религии».

И напротив, во Франции с ее почти двухвековой традицией «светскости» (laicite) фанатское движение заметно слабее, чем в сопредельных государствах. 

Очевидно, в наступившем году многие из этих тенденций только усилятся. Поскольку конкуренция между людьми во многих спортивных сферах больше все равно невозможна, на очереди конкуренция между технологиями, расширяющими возможности человека. Допинговые скандалы, несомненно, скоро закончатся, поскольку «стимуляция» организма станет нормой.

Бизнес-составляющая спорта окончательно истребит такое явление, как чисто национальные команды, и выведет на первый план продавцов, финансистов, владельцев клубов и т. д., которые владеют технологиями раскрутки и продажи зрелища, в то время как игрок и игра будут все больше отходить на второй план и терять свою уникальность.

Именно так, например, сейчас выстроен процесс в среде современного искусства, где ключевое лицо – куратор, а не художник. Фанатская среда, которая превращает игроков в поп-звезд, неизбежно рано или поздно заставит последних расширить свое амплуа – они, помимо своего основного занятия, станут моделями, запоют, запляшут, снимутся в кино, сыграют в антрепризе, пойдут по проволоке с шестом или начнут показывать фокусы.

Процесс, а не результат матча, сделает еще один шаг к превращению в цель. То есть спорт еще больше превратится в особую сферу общественного бытия, куда можно спрятаться от проблем окружающего мира, развлечься, встряхнуться, и в которой сама спортивная составляющая уже почти не важна.

..............