«Нашествие» со слезами на глазах

@ volsu.ru

2 сентября 2013, 13:03 Мнение

«Нашествие» со слезами на глазах

Вполне традиционные митинги собрали больше народа, чем обычно, и прошли довольно гладко. Что бы там ни говорили, многие только в этом году действительно остались неравнодушны ко дню памяти и скорби.

Иван Шамаев

автор Трибуны Общественной Палаты

День памяти и скорби, посвященный фашистской бомбардировке Сталинграда, в городе всегда происходил достаточно спокойно и, скажем прямо, невыразительно.

Пока противники байк-шоу протестовали, а большинство горожан удивленно ждали чего-то нового, байкеры приступили к организации концерта

Традиционные митинги, памятные молебны с каждым годом собирали все меньше людей, все больше старшего поколения – ровесников тех событий. За красивыми и, в общем-то, правильными словами о сохранении памяти предков оставалось все меньше смысла – пожалуй, из-за частого повторения этих самых красивых слов. В масштабе города мы получали то, во что неизбежно превратится празднование 9 мая лет так через пятьдесят, когда сгладятся последние раны времени, а митинги превратятся просто в своеобразный ритуал.

Тем неожиданней было предложение о проведении в городе патриотического байк-шоу. Насколько оно уместно в день памяти и скорби? Не оскорбит ли чувства ветеранов/верующих/кого-нибудь еще? И вообще бывает ли байк-шоу патриотическим?

Сразу же появились сторонники чеховского «ах, как бы чего не вышло» и советского тяжеловесного «не пущать». Все это напоминало истерики святой инквизиции, обнаружившей у себя под боком логово протестантов. Иначе верящих, не канонично помнящих, не ортодоксально гордящихся.

Пока противники байк-шоу протестовали, а большинство горожан удивленно ждали чего-то нового, байкеры приступили к организации концерта. Попутно они восстановили фонтан «Детский хоровод» на вокзале. Управились за несколько месяцев. Забегая вперед, скажу, что мотоциклисты, само собой, после концерта разъехались с характерным ревом, а вот памятник военного времени у города остался. Немой, но более чем убедительный ответ не хотевшим пускать байкеров в Сталинград на день памяти и скорби.

Но вернемся к байк-шоу. Еще утром 23 августа в воздухе витало предпраздничное настроение. Памяти было сколько угодно, скорби – ничуть. Ощущение, близкое тому, какое бывает в городе-герое на 9 мая. Или даже на Новый год.  В небе то и дело рокотали самолеты, заставляя даже вечно спешащих горожан поднимать голову к небу. На улицах в разы выросло количество мотоциклистов – а вместе с ними и полицейских.

По набережной к восторгу неизбалованной провинциальной молодежи гуляла группа The Rasmus. Вполне традиционные митинги собрали больше народа, чем обычно, и прошли довольно степенно и гладко – как того и хотелось организаторам. Однако все разговоры в очередях, в маршрутках сводились к вечернему представлению. Что бы там ни говорили, многие только в этом году действительно остались неравнодушны ко дню памяти и скорби.

Ближе к вечеру толпы потянулись к окраинному Тракторному району, который неведом даже большинству коренных волгоградцев, не говоря уже о гостях города. Немного поплутав в спальном районе, начинаешь сожалеть о недостаточном количестве на байк-шоу таких модных нынче волонтеров – они бы сразу указали дорогу. Впрочем, пройти мимо многотысячной толпы просто невозможно – рано или поздно все равно на нее набредешь. «Смешались в кучу кони, люди» – это про волгоградское байк-шоу. Только кони здесь стальные.

Немаленькая, в общем-то, площадка не способна вместить всех желающих. Царит небольшой хаос: мало кто понимает, где нужно проходить через детекторы, где место для журналистов и есть ли у них место вообще. Мимо снуют бутлегеры и с легким южным акцентом (испанцы, не иначе) предлагают пиво: алкоголь на фестивале был официально запрещен.

Люди толкаются и потеют, потеют и толкаются. Сзади, само собой, не видно абсолютно ничего: от фигур на сцене остается только нечеткий силуэт. Те, кто хитро рассчитывал приехать уже к кульминации, точно ничего толком увидеть не смогли.

А смотреть было на что. Мотоциклы и бронетехника перед сценой вкупе с загорающейся вывеской «Сталинград» смотрелись очень эффектно и, если можно так выразиться, сакрально. Организаторам действительно удалось совместить несовместимое: патриотизм и мистику. «Мистической» назвал победу под Сталинградом и Хирург, выступивший незадолго до кульминации.

Организаторам действительно удалось совместить несовместимое: патриотизм и мистику

То, что происходило первые часа четыре, можно назвать обычным рок-фестивалем с легким патриотическим уклоном. Такое «Нашествие» «со слезами на глазах». Интересно, но рок, выросший в западной традиции на протестах против войны (он там до сих пор звучит на любой антивоенной демонстрации), в Волгограде приобрел немного милитаристский оттенок.

Обстановка, так сказать, обязывает. Если уж у исполнителя в репертуаре совсем отсутствовали композиции, которые хоть как-то можно было связать со сражением на Волге, то в ход вступали патетические речи между песнями. За безудержным фестивальным весельем следует постоянное напоминание о том, ради чего все здесь собрались.

Но просто певцами волгоградцев не удивишь: не поверите, но и отечественные, и даже порой заграничные исполнители заглядывают в губернский город. Главное представление начинается ближе к полуночи. На небе появляется макет немецкого самолета – символ безжалостной бомбежки, в результате которой погибли более 40 тысяч горожан.

Фашисты с голыми черепами на месте лица (невольная и нежелательная ассоциация с главным злодеем из комикса про «Капитана Америку»). Нацистская бронетехника, солдаты вермахта, собаки солдат вермахта... Показалось даже, что организаторы концерта, как и немецкое командование в свое время, припасли уж больно много фашистов для одного Сталинграда.

Наши солдаты строем не проходили – они появились тихо и незаметно. Из масштабной сцены рукопашной запомнился момент, когда один солдат бил другого кирпичом по голове. Фашисты, как и требовали законы жанра, капитулировали – что же им еще делать под Сталинградом-то?

Далее – опять песни. На этот раз уже целиком и полностью посвященные Великой Отечественной и с подходящим танцевально-театральным сопровождением.

Очень свежо смотрелся танец девушек в платьицах «a la сороковые» под жесткую музыку, напоминающую шум бомбежки. Воздействует это не хуже, чем парады и прочее бряцанье оружием семидесятилетней давности. Мирный человек и его место среди войны наконец-то нашли воплощение в подобных праздниках, принимающих вместо памятного полувоенный оборот.

Еще из приятного: в костюмированном шоу показали не только солдат Красной армии, но и воинов в кольчугах, мундирах петровской эпохи и времени обороны Севастополя. Это правильно и очень важно: нельзя говорить об исторической памяти, но зацикливаться только на одной из побед, пусть и очень важной. Будто до сорок пятого мы вообще ни в каких войнах не участвовали и тем более не побеждали!

При слове «ветеран» вспоминаться должна не только Великая Отечественная, но и все войны, вплоть до афганской и чеченской.

После патриотических номеров началось мотошоу с цирковыми трюками – представление необычное и молодежью, несомненно, любимое. Мотоциклисты соревновались, кто необычнее изогнется под своим железным конем, а многие зрители смотрели не на них, а на верхнюю часть сцены (незадолго до этого в этом районе стояли нацисты с черепами вместо лиц).

Теперь оттуда не было видно хмурых – насколько это возможно для черепа – взглядов летчиков люфтваффе. Оттуда доносились звуки скрипки. Несколько девушек, высоты, видимо, совсем не боящихся, играли бессмертную песню Кобейна «Smells like a teen spirit». Лучшие мотоциклисты мира, живая музыка, да еще и композиции группы Nirvana – это был самый необычный день памяти и скорби в истории Волгограда!

И кто бы мог подумать, что патриотическая тематика и «байкерские штучки» могут так органично дополнять друг друга. Волгоградский опыт показывает: могут.

Кульминацией шоу стал салют, какой и на 9 мая редко увидишь. После этого – UDO и The Rasmus до четырех утра – достойный ответ самарскому «Року над Волгой» с его Rammstein.

На следующий день был еще один концерт, бокс (как мужской, так и женский) и другие мероприятия. А уже в понедельник мотоциклисты в городе будто напрочь пропали, оставив только клубы придорожной пыли.

Байкеры уехали, но осталось полное ощущение того, что впервые день памяти и скорби был ориентирован не только на старшее поколение, но на молодежь. И что ничего страшного в этом нет. Быть может, действительно не столь кровавая памятная дата больше подошла бы для этого – тут можно согласиться со скептиками.

Доносившееся со сцены «С праздником» едва ли уместно в годовщину ужасной бомбежки. Но не символ ли это нашей победы – что там, где семьдесят лет назад гремели снаряды, теперь раздаются песни?

Очень важно, что впервые молодежь так активно включилась в процесс сохранения исторической памяти, что это было преподнесено в интересной для нее форме.

Волгоградский опыт можно и нужно распространять на другие регионы. Вполне возможно, что место байкеров займет кто-то еще: уличные музыканты, паркурщики – мало ли кто! В конце концов, это лишь декорации, которые можно и нужно менять, оставляя основной смысл – связь поколений, передача исторического наследия.

Источник: Трибуна Общественной палаты

..............