«Налог на родителей невозможен»

@ из личного архива

14 августа 2013, 10:17 Мнение

«Налог на родителей невозможен»

Не всегда помощь родителям выражена непосредственно денежными знаками, нередко дети помогают в выполнении тяжелых и не очень работ по дому, закупают лекарства и продукты, возят родителей на дачу, на курорты.

Сергей Литвиненко

адвокат компании «Налоговик»

Новость о предложении ввести обязанность всем совершеннолетним детям отчислять два процента своих доходов родителям взбудоражила общество: в одном событии переплелись сразу несколько острых тем – увеличение расходов семейных бюджетов, усиление государственного контроля в личной сфере и моральная сторона подобных отношений.

Каким образом будет осуществляться контроль над исполнением гражданами новой обязанности?

Но если оставить в стороне все моральные соображения и рассуждать  исключительно юридически, то выясняется, что подобное обязательство в системе действующего российского законодательства невозможно.

И хотя в проекте речь не шла именно о налоге, то журналисты быстро окрестили его налогом на родителей. Это совершенно неверно, поскольку налог, согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ, – это нецелевой платеж, совершаемый в пользу государства. А предлагаемая плата имеет конкретную цель и перечисляться должна непосредственно родителям.

Но и кроме этого, в идее обнаруживается ряд заметных неувязок. Социальные права на пенсионное обеспечение гарантируются статьями 7 и 39 Конституции РФ, то есть каждый гражданин, честно выполняющий свои обязанности по отношению к государству, имеет право на заботу в случае болезни или по старости. И если наши родители честно уплатили все налоги, отслужили в армии, выработали трудовой стаж и совершили еще много чего полезного на благо страны, то они уже вправе получать достойную социальную поддержку.

Кроме того, и в Конституции (ст. 38), и в действующем Семейном кодексе (п. 1 ст. 87) закреплена обязанность трудоспособных детей заботиться о своих родителях. Причем в случае грубейших нарушений последними своих родительских обязанностей дети от уплаты алиментов в пользу родителей освобождаются. А как будет урегулирован вопрос в отношении нового платежа – пока неизвестно.

Наиболее острым же оказывается вопрос о том, каким образом будет осуществляться контроль над исполнением гражданами новой обязанности. Возможно, пригодятся инспекторы налоговой службы, а может быть, это новая сфера деятельности Финмониторинга. И вот что особенно неприятно – контролерам придется по долгу службы вмешиваться в частную жизнь огромного количества граждан.

Ведь не всегда помощь родителям выражена непосредственно денежными знаками, нередко дети помогают в выполнении тяжелых и не очень работ по дому, закупают лекарства и продукты, возят родителей на дачу, на курорты, угощают блюдами собственного приготовления.

А чтобы точно подсчитывать количество пирожков и маслица, которые современные Красные Шапочки доставляют своим бабушкам, не нарушая при этом тайну частной и семейной жизни, гарантируемую ст. 23 Конституции РФ, необходимы достаточно широкие полномочия. А в случае выявления нарушения у проверяющих также должны быть полномочия на принудительное взыскание или применение наказания к нарушителю.

Таким образом, для принятия подобных новелл пришлось бы как минимум переписать несколько статей Конституции и Федеральных законов. А еще хорошо продумать, каким образом будет складываться применение нормы в отношении детей, не имеющих доходов – что вполне нормальная ситуация. Например, совершеннолетняя дочь стала мамой и временно не работает, ухаживая за новорожденным внуком. И кому она должна в первую очередь помогать – ребенку или родителям?

А как учитывать подарки членов семьи друг другу к праздникам и не только? Отказываясь от неписаных норм морали, все эти правила придется прописывать в законе и учитывать всевозможные жизненные ситуации.

Но нужно ли это вообще? Может быть, просто не надо отказываться от морали?

..............