«Выжить и развиваться»

@ ktovobrnauke.ru

1 апреля 2013, 18:56 Мнение

«Выжить и развиваться»

Власть продемонстрировала намерение увязать наконец-то традиционную российскую социальную повестку с интересами малого и среднего бизнеса, а последнему дать возможность выжить и развиваться.

Владимир Передерий

ректор Южно-Российского государственного технического университета

В Ростове-на-Дону прошла конференция ОНФ «Строительство социальной справедливости».

Они ушли от «парадно-съездовского» формата, от здравниц и ритуальных речовок, от челобитных и бурных аплодисментов

Однако, несмотря на явно «социальный» вектор в названии, разговор на конференции был не только о проблемах бюджетников и незащищенных слоев населения, но в комплексе о том, как построить социальное государство, дающее всем равенство возможностей. Особенно неожиданным стало то, что активно затрагивались вопросы развития бизнеса – такой поворот «социальной» тематики имел место впервые. При этом главный участник мероприятия – президент России Владимир Путин – активно его поддерживал.

Прежде всего, нужно обратить внимание на нестандартность формата конференции – от организационных до содержательных аспектов.

Самое главное – полное отсутствие так надоевших чванства и чинопочитания. На конференции все были равны. Президент свободно общался с аудиторией. Открыто задавались вопросы. Разговор был по делу, без излишних славословий.

Примечательно, что это не впервые. Президент явно заинтересован в диалоге с обществом, причем с разными его слоями. Хотя можно было ожидать присутствия на конференции исключительно бюджетников и «просителей» государственного финансирования, на деле это оказалось собранием самых различных социальных групп, включая средний класс. И говорилось на конференции о проблемах с самых различных сторон, так что представитель каждого слоя оказывался вовлеченным и в дискуссию, и в процесс их решения.

Главный успех организаторов события в том, что они ушли от «парадно-съездовского» формата, от здравниц и ритуальных речовок, от челобитных и бурных аплодисментов. Рабочий характер конференции, сдержанность и деловитость всех позволили обсудить множество важных вопросов, не «заболтать» темы.

Вот несколько проблем, которые, как нам кажется, найдут вскоре свое решение и станут первыми результатами ОНФ.

Беда современной России: неадекватное вкладу в развитие страны состояние созидательной части общества – малого и среднего бизнеса, работников реального сектора экономики, обрабатывающих отраслей промышленности, особенно наукоемких производств. Возможности этих людей влиять на политику государства ограничены. У малого наукоемкого бизнеса таких возможностей еще меньше. Высокие административные барьеры, высокие налоги и страховые платежи, низкое качество госуправления, незащищенность прав собственности, инфляция, коррупция препятствуют их эффективной работе.

Без усиления роли этой части общества невозможно говорить о реальной демократии, ее отстранение от управления страной и привело к засилью чиновничества, которое мы видим вокруг себя.

Ростовская конференция ОНФ показала, что «лед» в этой части «тронулся».

Об этом говорит уже упомянутый абсолютно новый подход к тематике социальной справедливости. Она была рассмотрена одновременно с позиции размеров социальных выплат и с позиции высоких страховых взносов для бизнеса. Известно, какие негативные последствия вызвало повышение ставок с 2013 года. Президент России отреагировал на соответствующий запрос со стороны бизнес-сообщества, высказав ему поддержку.

#{interviewpolit}С этим косвенно связан и другой вопрос, рассмотренный ОНФ: о недостатке квалифицированных специалистов инженерных специальностей и квалифицированных рабочих в обрабатывающей промышленности, в малом и среднем высокотехнологичном бизнесе. Наиболее толковых из выпускников инженерных вузов трудно привлекать в реальный сектор, где их заработок оказывается заведомо ниже, чем в банковской сфере, торговле и особенно в «офисном» менеджменте, а работа требует гораздо большего интеллектуального, а иногда и физического напряжения.

Наш опыт подсказывает, что закрепить на производстве в регионах (мы намеренно не говорим о Москве и некоторых мегаполисах) перспективную молодежь можно, повысив их нынешний заработок («чистыми») на 25–30%. Это именно столько, сколько «забирают» сейчас начисления на заработную плату, главным образом – платежи все в тот же Пенсионный фонд.

Мы ни в коей мере не призываем к экономии на пенсиях по старости. Также недопустимо повышать нормативный пенсионный возраст. Решить проблему можно, дифференцировав ставки начислений на зарплату, установив их льготный уровень для наукоемких производств, для разработчиков новой техники, исследовательских (в естественнонаучных и технических областях) организаций. Эти ставки надо минимизировать для малого и среднего высокотехнологичного бизнеса и существенно повысить для большей части сырьевых отраслей, банковского бизнеса, части торговых предприятий.

Отдельный вопрос – накопительная часть пенсионной системы. Если стоит задача создать в стране дополнительный источник длинных денег, необходимы одни решения, если минимизировать в краткосрочной перспективе дефицит в Пенсионном фонде – абсолютно другие. Для бизнеса, особенно реализующего долгосрочные, особенно инфраструктурные проекты, очевидно, ближе первый вариант.

На конференции в Ростове шла речь о «золотых парашютах», и президент согласился с тем, что эта практика несправедлива. Не думаем, что административные ограничения будут здесь результативны, а вот введение повышенных начислений на такие выплаты было бы очень полезно. Скажем, компания платит отставному топ-менеджеру 280 млн рублей – пусть внесет в Пенсионный фонд, например, такую же сумму.

Проблема кадрового обеспечения высокотехнологичных производств не сводится только к проблеме повышения заработной платы специалистов. Не менее важно и качество их подготовки. При этом должны учитываться особенности регионов. Введенная в этом году система регионального заказа при распределении бюджетных мест между вузами, на наш взгляд, очень полезна. Ее необходимо сохранять и совершенствовать. ОНФ мог бы способствовать этому.

Развитие профессионального образования в регионах крайне важно. При этом речь идет не только о подготовке рабочих и младших специалистов (выпускников колледжей и бакалавриата), но и специалистов высшей квалификации и исследователей. Потребности развивающихся высокотехнологичных производств в регионах России требуют именно этого. Выпускники московских и питерских вузов не поедут в провинцию. На многочисленных известных нам предприятиях Ростовской области, например, их нет ни одного. Высшее профессиональное образование молодые люди из провинции (прежде всего – из малых городов и сел) должны получать в привычной для них социокультурной среде, не покидая своего региона, ориентируясь на трудоустройство в нем.

Бюджетное финансирование подготовки инженерных кадров для реального сектора после вступления России в ВТО становится действенной мерой косвенной государственной поддержки отечественного производителя (коль прямая поддержка, по сути, запрещена этой организацией).

Очевидно, что и работодатели должны взять на себя часть функций по повышению качества человеческого капитала – участвовать в разработке профессиональных стандартов, расширять программы корпоративного профессионального образования, вести независимую оценку качества программ профессиональной подготовки. Однако и здесь необходимы определенные шаги со стороны государства. Например, крайне необходимо разрешить относить на себестоимость расходы на обучение тех, кто не работает в настоящее время на предприятии, но обучается в ее учебном центре. ОНФ мог бы способствовать решению и этого вопроса.

Как показало общение после конференции ОНФ в деловом и вузовском сообществе Ростовской области, мероприятие имело значимый результат. Во-первых, оно продемонстрировало готовность руководителя страны выслушать и услышать все социальные слои, включая так называемый средний класс, место и роль которого в нынешней повестке нужно усиливать. Во-вторых, власть продемонстрировала намерение увязать наконец-то традиционную российскую социальную повестку с интересами малого и среднего бизнеса, а последнему дать возможность выжить и развиваться. В-третьих, ОНФ, очевидно, состоялся как неполитическая, общественная дискуссионная площадка, где можно говорить с президентом и с представителями разных социальных групп, выдвигая идеи и получая ответы на злободневные вопросы.

Опыт конференции говорит о необходимости расширения данной площадки и активного включения в нее бизнес-сообщества, вузовской и научной среды, менеджмента предприятий и учреждений, самых различных социальных слоев.

..............